«Без меня»: Бог тебя выдумал для двоих
Кино, как и любое искусство — открытая площадка для экспериментов. Российский кинематограф вплоть до недавнего времени можно было описать в двух словах: однообразие и постоянство. Вспоминая этот период, на ум приходят только заурядные комедии, военные и исторические киноленты, а что важнее — всё те же неизменные имена, создающие бренд «российское кино».
Сейчас ситуация постепенно меняется. Всё чаще можно услышать об удачных режиссёрских дебютах молодых людей; в кадре, наконец-то, появляются новые лица; привычные комедии сменяются драматическим кино и точечными попытками охватить и другие менее популярные жанры российского кинематографа. Своего рода оттепель.
К новой эпохе можно отнести и вышедший в прокат фильм режиссёра Кирилла Плетнёва «Без меня». Кирилл Плетнёв - тот самый представитель молодых и перспективных дебютантов, за творчеством которых стоит понаблюдать. Хотя бы для того, чтобы собственными глазами зафиксировать, как оттаивает кинематограф в России. «Без меня» для Плетнёва не дебютный выстрел — за его плечами уже вышедшая в прошлом году крепкая драма «Жги!». И если на режиссёрском поприще он только пытается найти себя, отточить мастерство и заиметь узнаваемый почерк, то в качестве актёра Кирилл Плетнёв известен очень многим. Может и не по имени, но на лицо абсолютно. Даже сейчас картину «Без меня» Плетнёв поставил и вместе с тем сыграл в ней второстепенную роль.
«Без меня» кино душераздирающее. Это почти точно и наверняка. В основу повествования заложена простая и заурядная история о любви, прощении, дружбе и женщинах. В картине набатом звучит тема о поиске себя, своего места в мире и умении справляться с потерей близких. В центре сюжета судьба двух девушек, невольно связанных волей случая потерей одного и того же любимого человека. Без малого Кира (Полина Максимова) и Ксюша (Любовь Аксёнова) — соперницы за любовь и право быть счастливой. Одна настоящая оторва с мужским характером, заливающая горести алкоголем, другая — полная её противоположность. Кира амбициозна, дерзка и самоуверенна, тогда как Ксюша — скромная, тихая и слабовольная учительница музыки, которой нужен мужчина, способный принимать ответственные решения за двоих. Им становится Дима (Риналь Мухаметов), который до этого пять лет был избранником Киры. С уходом которого она так и не оправилась. Однажды она получает внезапное известие от друга (Кирилл Плетнёв) — «Димон умер».
После смерти загадочные сообщения и «приветы из прошлого», автором которых не может быть никто, кроме Димы, начинают получать и Кира, и Ксюша. И чтобы разгадать тайну, девушкам придётся объединиться, отправиться к морю и выполнить одну простую просьбу. В путешествии девушкам предстоит не только научиться уживаться друг с другом, но и разобраться в себе, и преодолеть психологическую травму. И всё это под потрясающие сменяющиеся виды Краснодарского края, где и проходили съёмки фильма.
Для Полины Максимовой роль в «Без меня» определённо стала огромным рывком вперёд. Привычное амплуа девицы, не обременённой интеллектом, приклеилось к ней ещё с момента выхода сериала «Деффчонки» на ТНТ. Ради роли в «Без меня» она не только кардинально сменила имидж, но и прилично похудела. И вот такая по-настоящему драматическая роль совершенно точно открыла Максимову с новой приятной стороны. Ей удаётся выглядеть куда убедительнее своей коллеги и напарницы по цеху, что только удивляет, вспоминая опыт Аксёновой в большом кино. И пусть она несколько потерялась на фоне прорыва Максимовой, но ей всё ещё подвластно очаровать зрителя. Уж не в этом ли суть?
Во что наверняка и безоговорочно влюбляешься, посмотрев фильм, так это музыкальное сопровождение. Оно не раздражает и умело вписывается в повествование, усиливая давление на эмоции зрителя. В последнее время российским картинам удаётся на удивление метко попадать в аудиоряд. И это главный повод для гордости. В «Без меня» звучат приятные мелодии, исполненные на рояле, композиции Мумий Тролля и Земфиры, которые обязательно переслушиваешь, вернувшись домой.
Как и в любом российском кино, главная проблема фильма — его сценарий. Но условно говоря, здесь и не он первостепенен. Эта слабость с лихвой перекрывается психологизмом происходящего и погружением в него. В этом фильме важно не то, разгадают ли тайну загадочных посланий Кира и Ксюша, а через что им предстоит пройти, чтобы наконец обрести гармонию с собой и окружающим миром.
Кинолента «Без меня» стала удивительным сочетанием жанра роуд-муви с грустной мелодрамой, приправленной нотками триллера. Вместо ожидаемой тяжести фильма, связанной с его темой, ощущается лишь печальное и светлое послевкусие, что только располагает к просмотру. Фильм держит в напряжении и разряжает обстановку лёгким и непринуждённым юмором. Повествование плавно сменяется переходами от настоящего к воспоминаниям о прошлом и снова возвращается в реальность. Выглядит это настолько эстетично и правильно, что не представляешь, как могло бы быть иначе. В фильме нет социальной привязки, тема глубоко общая и вполне подходит для всех и каждого, для тех, кто сталкивался и кому только предстоит столкнуться с потерей близкого человека. И между тем, это наверняка исключительно женский фильм, заманить мужчину на него станет той ещё задачкой. Ведь кому, как не женщине, понять весь спектр чувств и переживаний, транслируемых на экране. Здесь главное - не забыть запастись платочком — фильм слёзовыжимательный.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться