Алла Озорнина: «Горе-писатели могут надолго убить у детей интерес к чтению»

0
19.04.2022 / По душам
Её произведения известны не только в Забайкальском крае, но и по всей России. Каждый её юмористический рассказ, фантастическая или приключенческая повесть наполнены оптимизмом, нотками озорства и радости. Они помогают читателям не только узнать историю нашей малой родины, но и разобраться в себе, понять, как себя вести в той или иной жизненной ситуации. Алла Озорнина – забайкальская детская писательница, на счету которой уже более 20 книг общим тиражом 250 тысяч экземпляров. О творчестве, читающих детях и современных детских книгах мы поговорили с Аллой Георгиевной сегодня.

«Знакомства не помогут – смотрят на качество текста»

Алла Георгиевна, расскажите о вашем творческом пути. С чего все началось?

Еще со школы я мечтала стать писателем, но по настоянию родителей поступила в медицинский институт, и сразу после этого – на заочное отделение историко-филологического факультета педагогического института. До 1994 года работала врачом, потом в течение восьми лет корреспондентом новостной телепрограммы «За Байкалом» Читинской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

Писать приходилось по ночам. Даже, отправляясь в командировку, всегда брала с собой пишущую машинку и после трудового дня в соседнем номере гостиницы бралась за вторую работу. В итоге, в «Восточно-Сибирском» издательстве стали выходить книги «Тайна тринадцатого гаража», «В лабиринтах Бутинского дворца», «Чудеса начнутся завтра», «Стань победителем» и другие. В 1998 году меня приняли в Союз писателей России.

А почему вы стали заниматься именно детской литературой?

Не писатель находит жанр, а жанр находит писателя. Невозможно сказать, что если сейчас востребован иронический детектив, то я, пожалуй, начну заниматься именно этим. Это – путь в никуда.  Надо писать о том, что тебе близко. В моем случае у меня ещё с детства осталось какое-то неизрасходованное ребячество! Да и с детьми мне всегда было легко найти общий язык. Можно сказать, что детская литература – естественная для меня среда.

Как вы считаете, чему учат детей ваши книги?

Наверное, благородству, дружбе, верности и справедливости, а также патриотизму и любви к родному краю.

Расскажите о своих достижениях в писательской деятельности?

О себе говорить всегда трудно, да и как-то неловко. По крайней мере, мне. Перечислю некоторые, как вы называете, «достижения». Хотя нет, начну с предыстории.

С 2000 года я перестала писать книги. Причин тому было несколько: очень много работала, писала не только во все газеты нашего края, но и в специализированные газеты и журналы российского уровня. Параллельно на протяжении шести лет со специалистом по снижению веса Романом Поздняковым из Иркутска вела группы «Доктор Борменталь». Жизнь была настолько интересной и насыщенной, что даже подумать о творчестве было некогда! Иногда, конечно, вспоминала о писательской деятельности и думала: «Ну, вот сейчас закончу вот это и начну». Однако ничего не заканчивалось, а когда в 2015 году меня выбрали председателем нашей краевой писательской организации Союза писателей России, то целых три года и вовсе было не до творчества. Не знаю, чем бы все это закончилось, если бы в августе 2017 года мне вдруг не позвонили из издательства АСТ, в котором в 2000-2001 годах вышло четыре моих книги, и попросили меня их выручить. Дали на выполнение задания три недели, однако из-за литературного праздника «Забайкальская осень» оставалась всего неделя. За это время мне нужно было написать текст с определенным количеством знаков под картинками детской энциклопедии «Кем и чем гордится Россия». Казалось бы, что тут сложного? Вот на самом деле это было непросто, ведь надо было представить не только интересный материал, но и уложиться в указанный объем. И я бы не справилась, если бы не мой муж – профессиональный журналист. Работали в «четыре руки», почти не спали, но успели. Вот тогда-то я поняла, что теперь уже не смогу не писать. Однако были сомнения, ведь с момента написания последней книги прошло целых 17 лет! Плюс к этому не знала будет ли кто-то из издательств со мной снова сотрудничать.

Прошло какое-то время, и мне написала редактор издательства АСТ с просьбой отправить ей мои наработки. Мне было очень стыдно, так как за 17 лет лоботрясничества в сфере литературы наработок было очень немного и мне они казались не очень качественными. Я отправила их, но на положительный отклик даже не надеялась. Буквально через несколько дней от редактора пришло письмо со словами: «Работаем!». И вот уже через два месяца мне нужно было отправить полноценную рукопись книги из моих наработок.

К тому времени мне уже удалось зацепиться за издательство «Феникс» и для него я заканчивала вторую книгу. Однако одно дело писать научно-популярные книги для детей, и совсем другое – художественные. Было страшно. Казалось, ничего не получается и никогда не получится. И все-таки, в назначенный срок «Страшная тайна смартфона» была отправлена, а уже в декабре 2019 года появилась на прилавках книжных магазинов. Каково же было мое удивление, когда я совершенно случайно увидела, что по итогам минувшего года она вошла в ТОП-10 лучших детских книг издательства АСТ!

Началась непрерывная работа. Только в 2020 году в издательствах «Феникс» и АСТ в общей сложности вышло шесть книг.  Одна из них, «Ты – в игре!» в 2021 году стала победителем Губернаторского конкурса в области литературы имени Михаила Вишнякова. Опять же, неожиданностью было то, что книга «Пилюля на палочке. Записки высокой девочки» стала лауреатом одной из номинаций Международного конкурса имени Петра Ершова.

Также мне очень приятно, что фрагмент из «Пилюли» вошел в сборник «Веселые рассказы о школьниках» издательства АСТ наряду с произведениями таких известных писателей, как Виктор Драгунский, Ирина Пивоварова и Валентина Осеева. Вообще, как-то так получается, что некоторые вещи о себе я узнаю совершенно случайно. Так, например, в 2020 году обнаружила, что тираж книги «Почему ты видишь сны?»  составил 94 тысяч экземпляров. Сейчас это книга переводится на китайский язык.

Как все-таки вам удалось начать сотрудничать с такими крупными издательствами, как АСТ и «Феникс»? Ведь существует мнение, что в такие издательства можно попасть только по знакомству.

В издательство АСТ еще в 1999 году я попала, как теперь говорят, самотеком. Самотек – это когда неизвестный автор отправляет в издательство свое произведение. В тот год я отправила «Тайну 13 гаража» сразу в три издательства, и от каждого получила положительный ответ. Не знаю почему, но я выбрала ОНИКС, в 2000 году там и вышел «13 гараж». И вдруг в один прекрасный вечер, мне звонит редактор АСТ и буквально возмущается тем, что я не стала издаваться у них. Убедил меня, что их издательство – самое «могучее» и с тех пор началось наше сотрудничество.

В 2017 году в издательство «Феникс» я позвонила сама, предложив им мои кое-какие наработки для научно-популярных книг для детей. Меня попросили их отправить, и буквально через день мы подписали договор.

Как вы поняли, ни одного из редакторов я прежде не знала. Да и до сих пор знаю только по переписке, так что разговоры о том, что в издательства попадают исключительно по знакомству – не правда.  Прежде всего смотрят на качество текста, на его востребованность. Какой бы замечательной, злободневной ни была тема присланной рукописи, если сам текст написан коряво, не профессионально, ни один редактор не возьмется сотрудничать с таким автором. 

Как рождается вдохновение?

Вдохновение у прозаиков появляется по ходу работы. По крайней мере, у меня. На начальном этапе ни о каком вдохновении нет и речи. Если честно, приходится себе пересиливать, чуть ли не привязывать к компьютеру, чтобы хоть что-то появилось. Радуешься даже одному-двум вымученным за день абзацам. И если ты знаешь, что это всего лишь этап, который нужно пережить, чтобы идти дальше, то получается. В дальнейшем же появляется интерес к работе, и, наверное, вдохновение.  А вообще, писательское дело – это еще и ремесло, которое нужно осваивать достаточно долго, учиться и постоянно оттачивать навыки на практике.

Что для вас тяжелее в работе писателя: написать черновой вариант книги, придумать героев и сюжет, или саморедактура?

Все сложно. И придумать сюжет, и написать, и отредактировать. На последнее, по крайней мере, у меня, уходит 70% всего времени работы над рукописью.

Есть ли время для отдыха?

В писательском деле, как в спорте: нет ни праздников, ни выходных. Как бы я себя ни чувствовала, каких бы дел у меня ни было, я стараюсь писать каждый день, хотя бы пару часов. Отдыхать не получается по двум причинам. Во-первых, я должна сдать рукопись к определенной дате. Во-вторых, даже вынужденная пауза в работе на день-два выбивает из творческого процесса чуть ли не на неделю.

Расскажите, какие книги сейчас в процессе написания? Чем планируете порадовать своих читателей в ближайшем будущем?

Про планы говорить не люблю, потому что не все зависит от меня.  Поделюсь тем, что уже согласовано с издательством. Возможно, в этом году выйдет «Тайная жизнь бактерий» в серии «Научные сказки», а уже в мае сборник весёлых рассказов под названием «Мы с Витькой».

«Читающих детей не так много…»

  Какой на ваш взгляд должна быть книга современного ребёнка?

Поскольку сейчас книга конкурирует с Интернетом, играми и мультфильмами, подход к написанию детских книг изменился. Она должна моментально захватить внимание ребёнка, её действие должно постоянно развиваться и меняться так, чтобы юный читатель не мог оторваться.  Книга должна быть написана доступным для ребенка языком, короткими фразами, без множества сложноподчиненных предложений и эмоционально. Кроме того, чтобы детская книга была привлекательной для ребенка, необходимы хорошие иллюстрации. Мне в этом плане повезло.

Чего не хватает детской литературе?

Не хватает профессионализма, причем, наверное, не только детской.

Дело в том, что сейчас Интернет переполнен различными сайтами, которые являются площадкой, извините меня, для графоманов, которые бесконечно хвалят друг друга. То же самое касается и книг, изданных за свой счет. Да, не каждый может пробиться в крупное издательство, и среди самоиздатовских книг встречаются очень достойные. Изданные за свой счет детские книги горе-писателей могут надолго, если не навсегда, убить у детей интерес к чтению. В этом деле, наверное, надо поставить какой-то заслон. В солидных издательствах он есть и было бы неплохо заняться кому-то самоиздатовскими книгами.

Но, в принципе, то, что стоит на полках книжных магазинов, покупать можно.

В наше время детей часто любят попрекнуть тем, что книги в руки они вообще не берут. Как, по-вашему, читающие дети существуют?

Существуют, но их не так много. Наверное, потому что им попадались неинтересные книги. Либо они из тех деток, которые просто не хотят и не любят читать. У меня есть знакомая, у которой один ребенок читает много, а второй почти вообще не читает.

Согласны ли вы, что главный враг книги – это Интернет?

Безусловно. Именно поэтому и надо писать интересно. Недавно моя сестра подарила своим знакомым книгу «Пилюля на палочке. Записки высокой девочки». Их ребенок, который совершенно не интересовался чтением, просто не мог отвлечься от этого занятия. Но, разумеется, так писать могу не я одна, есть ещё много замечательных детских писателей!

А как прививать любовь к чтению маленькому ребенку?

Необходимо ещё с детства читать книги своему малышу. Ну и, конечно, читать самим, чтобы ваш ребенок хоть иногда видел вас с книгой.

Как часто вы проводите встречи с маленькими читателями?

Я постоянно встречаюсь с детьми как в городе, так и в крае. Дети, конечно, все разные. Особенно любознательны ребята из сельских поселений. Сейчас дети не боятся задавать вопросы, поэтому интересуются буквально всем. Начиная от моего творчества и заканчивая моими домашними питомцами.

Как вы считаете, в чем именно заключается задача детского писателя?

Никогда об этом прежде не задумывалась. Наверное, чтобы от твоих книг дети становились лучше.

Фото: предоставлено Аллой Озорниной
Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных