Гроза над душами: почему мы так любим «Грозовой перевал»
Роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» давно стал любимой классикой. В начале сентября вышел трейлер новой экранизации произведения с Марго Робби и Джейкобом Элорди в главных ролях, что точно говорит о популярности романа среди читателей. Пользователи соцсетей с восторгом ждут выхода фильма, слушают саундтрек и обсуждают ожидания. Но чем так полюбился «Грозовой перевал» и о чем эта книга с точки зрения психологии? Обсудили эти вопросы с читинским психологом Ольгой Лапердиной.
Фото: предоставлено Ольгой Лапердиной
— Почему эта история так любима читателями и зрителями, хотя она довольно трагичная и болезненная? Зачем мы примеряем на себя чужую боль?
— Как психолог, я часто вижу, как люди, переживая личную драму, ищут в искусстве отражение своей боли. И находят они его не в легких романах о счастье, а в мрачных, но бесконечно притягательных историях. Одна из них — «Грозовой перевал» Эмили Бронте. Давайте совершим путешествие вглубь этой психологической бури и найдем в ней не только предостережение, но и удивительное исцеление.
Представьте себе идеально ровное озеро. Оно красиво, но быстро наскучивает. А теперь представьте бушующий океан, ураган, который вы наблюдаете с безопасного берега. Это и есть «Грозовой перевал». Наша любовь к нему — это эмоциональный экстрим.
В первую очередь, нас притягивает катарсис, как ливень после засухи. В повседневности мы закованы в броню социальных норм. Нам нельзя кричать от ярости или рыдать от отчаяния. Роман Бронте — это безопасный полигон для проживания этих запретных эмоций. Мы выходим из этой книги, как после мощной психотерапевтической сессии — эмоционально очищенными и умиротворенными.
Фото: скриншот из трейлера "Грозового перевала", режиссер Эмиральд Феннелл
Во-вторых, «Тень» по имени Хитклиф. Карл Юнг говорил, что в каждом из нас живет «Тень» — темная, подавленная часть личности, наше пристанище диких инстинктов и запретных желаний. Хитклиф — это Тень, воплощенная в плоти. Он делает то, о чем мы лишь смутно мечтаем: мстит обидчикам, презирает условности, любит и ненавидит с силой стихии. Наблюдать за ним — значит заглядывать в собственное подсознание, не рискуя сгореть.
В-третьих, миф о второй половинке. История продает нам мощнейший миф: о любви настолько сильной, что она сильнее смерти. Это льстит нашему эго, заставляя верить, что и наши чувства могут быть такими же судьбоносными и вечными.
Мы любим эту историю не несмотря на трагизм, а благодаря ему. Она позволяет прикоснуться к своей собственной Тени и вернуться обратно обогащенными этим знанием.
Фото: скриншот из трейлера "Грозового перевала", режиссер Эмиральд Феннелл
— Почему любовь Хитклифа и Кэтрин привела к разрушению жизни каждого? Будь Хитклиф и Кэтрин старше при первой встрече, возможен ли был другой исход?
— Любовь Хитклифа и Кэтрин — это не связь двух целостных личностей, а нарциссическое слияние. Они не видели друг в друге отдельного человека, а лишь свое идеальное отражение. Знаменитое «Я и есть Хитклиф!» Кэтрин — не метафора любви, а диагноз. Это крик души, не знающей собственных границ.
Их отношения — это попытка двух травмированных детей залечить раны (жестокость Хиндли, потеря родителей) через тотальное поглощение друг друга. Но слияние неминуемо ведет к удушью. Выбор Кэтрин в пользу Эдгара Линтона был не предательством, а попыткой спастись, инстинктивным бегством от этого психологического симбиоза, грозящего уничтожить ее личность.
Был ли возможен другой исход, встреться они в возрасте постарше? Почти нет. Проблема не в возрасте, а в глубине психологической раны. Представьте, что в детстве вам сломали ногу и не дали ей срастись правильно. Во взрослом возрасте вы будете хромать, сколько бы вам ни было лет. Так и здесь: Хитклиф, лишенный в детстве любви, безопасности и принятия, не смог бы стать здоровым партнером. Их страсть была обречена с самого начала, потому что это была страсть двух раненых зверей, ищущих в другом не партнера, а костыль.
Фото: скриншот из трейлера "Грозового перевала", режиссер Эмиральд Феннелл
— Есть ли в романе пример здоровых отношений?
— На фоне урагана Хитклифа и Кэтрин роман дарит нам тихую, но прочную гавань — это союз второй Кэтрин (Кэти) и Хэртона Эрншо. Их отношения — это история не страсти, а исцеления.
— Почему их модель работает?
— В их отношениях есть взаимный рост, а не взаимное уничтожение. Кэти не поглощает Хэртона, а учит его, открывает ему новый мир знаний. Хэртон не ломает Кэти, а заземляет ее, возвращая к простым и настоящим чувствам. Они не «одна душа», а два целых человека, которые добровольно идут навстречу друг другу.
Также у них происходит исцеление родовой травмы. Их союз — это психотерапия для двух семей. Кэти (Линтон) и Хэртон (Эрншо) символически залатывают рану, которую нанесло предыдущее поколение. Их любовь побеждает сословные предрассудки и родовую ненависть.
Их любовь — это любовь-действие, а не любовь-страсть. Их чувства проверяются не словами, а поступками: защитой, заботой, терпением. Это зрелая привязанность, построенная на уважении, а не на болезненной зависимости.
— Почему Кэтрин и Хитклиф так похожи?
— Их сходство — это не романтическая случайность, а прямое следствие психологической травмы. Они выросли вместе в атмосфере жестокости и отвержения со стороны Хиндли. Враждебный мир заставил их замкнуться друг на друге, создав замкнутую экосистему выживания.
Они стали друг для друга:
- Зеркалом: только в глазах другого каждый видел свое истинное, нецивилизованное «Я».
- Коконом: их двое против всего мира. Это романтично звучит только до тех пор, пока вы не понимаете, что любой кокон — это прежде всего тюрьма.
- Частью идентичности: разлука для них была равноценна ампутации части себя. Именно поэтому измена Кэтрин была для Хитклифа не просто сердечной раной, а экзистенциальной катастрофой — крушением всей его личности.
Фото: скриншот из трейлера "Грозового перевала", режиссер Эмиральд Феннелл
— Что из этой истории следует уяснить современному читателю для своих отношений?
— Во-первых, проверьте свои границы. Здоровая любовь звучит как «Мы рядом, и нам хорошо», а не «Я — это ты». Стремление к слиянию — красный флаг созависимости.
Во-вторых, различайте страсть и любовь. Бурная, болезненная страсть часто маскирует нерешенные проблемы: детские травмы, низкую самооценку, жажду мести. Настоящая любовь — это спокойная сила, она строится на доброте, уважении и безопасности.
В-третьих, исцелите своего «внутреннего Хитклифа». Не тащите свои непроработанные травмы в новые отношения. Как показывает роман, в противном случае вы рискуете разрушить все вокруг себя.
И, наконец, выбирайте «тихую гавань». История Кэти и Хэртона кажется менее яркой, но именно она приводит к счастью и покою. В жизни именно такие отношения — основанные на взаимном уважении и развитии — оказываются самыми прочными и счастливыми.
Феномен «Грозового перевала» не одинок. Нас по тем же психологическим причинам завораживают и другие истории всепоглощающей, разрушительной страсти:
- «Ромео и Джульетта» — эталон любви как протеста и самопожертвования, где сама идея жизни друг без друга становится главным лейтмотивом.
- «Анна Каренина» — глубочайшее исследование того, как страсть, столкнувшись с жестокостью общественных условностей, приводит к экзистенциальному тупику и самоуничтожению.
- «Граф Монте-Кристо» — идеальная иллюстрация трансформации обиды в абсолютную месть, где любовь к невесте подменяется холодной жаждой возмездия, разрушающей и самого мстителя.
- «Унесенные ветром» — история Скарлетт и Ретта демонстрирует, как гордость, неумение говорить о чувствах и болезненная привязанность к иллюзиям («Я любила Эшли») могут разрушить даже самую страстную связь.
- «Поющие в терновнике» — еще один пример «проклятой» любви, растянутой на всю жизнь, где чувство долга, религиозные обеты и социальные барьеры делают близких людей бесконечно далекими.
Все эти произведения, как и «Грозовой перевал», действуют на нас по принципу катарсиса. Они — безопасный тренажер для сердца, позволяющий пережить самую сильную боль и выйти из нее с осознанием: настоящая любовь все же начинается не там, где заканчивается разум, а там, где начинаются уважение, доверие и взаимная поддержка.
«Грозовой перевал» — это не учебник по любви, а метафорическая карта, показывающая путь, по которому лучше не ходить. Это гимн исцелению через осознание своей травмы и выбор в пользу света, который неизменно побеждает даже самую грозную тьму.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться