Качу куда хочу: как и почему электросамокаты стали яблоком раздора в России

0
03.08.2021 / По душам
Электрические самокаты - удобное средство передвижения, и их количество на улицах городов России растет в геометрической прогрессии. Но в такой же прогрессии растет число жалоб пешеходов на проносящиеся мимо самокаты, а также число новостей о ДТП с участием этого вида транспорта. “Гуранка” попробовала узнать, какие есть пути решения, как на статус водителей самокатов смотрит читинское управление ГИБДД, а также что думает юрист, который рассудит с точки зрения закона.
Фото: pinterest.ru

Случаев наезда водителями самокатов на пешеходов в Чите пока не зарегистрировано, но негласно знаем, что они все-таки были, например, на сына читинцев Юлии и Григора Варданяна. В соцсетях описаны и другие случаи столкновения. И хотя официальных обращений мы не нашли, жалобы от этого не уменьшаются. Пешеходы активно пытаются отвоевать себе улицы города, но куда деваться самокатам? По закону их статус определен, как “пешеход” и на них распространяются правила дорожного движения, как для пешеходов, а это 4 статья ПДД. Именно об этом говорит ответ управления МВД РФ по Забайкальскому краю, отделения ГИБДД на запрос редакции. А 4 статья заявляет, что пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велодорожкам (которых у нас в Чите нет). Соответственно, двигаться им по проезжей части нельзя. И все попытки недовольных граждан вытолкнуть самокаты на дорогу разбиваются о закон.  К слову, о недовольных гражданах - основная часть возмущенных направлена на самокаты зеленого цвета. Они работают по системе кикшеринга и юридически не являются пунктами проката. Вот что по этому поводу говорит наш эксперт, руководитель юридической компании "Федеральные бизнес юристы "Филипповы и партнёры", руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Забайкальского регионального отделения "Опоры России" Ирина Филиппова

Вопрос законности кикшеринга (проката самокатов) на площади Ленина законодательно не урегулирован. Если в Москве существуют утвержденные Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы «Правила эксплуатации пунктов проката самокатов», то в нашем городе я такого акта не обнаружила. Насколько мне известно, один из предпринимателей получал разрешение на размещение самокатов на площади Ленина, но оно впоследствии было отозвано администрацией. У владельца зеленых самокатов такого разрешения нет. В тоже время в отсутствие нормативного акта, который бы регулировал деятельность пунктов кикшеринга, говорить о незаконности этого бизнеса преждевременно.

Законодательно правила езды на самокатах не прописаны. Отсутствие правового регулирования порождает серьезную проблему, которая требует комплексного и скорейшего разрешения. Если происходит авария между водителем велосипеда, электросамоката и пешехода, формально получается, что сталкиваются два пешехода. Это не ДТП и предстоит разобраться, кто виноват.

Фото: pinterest.ru

Я поддерживаю введение скоростного режима для велосипедов, самокатов, сигвеев на пешеходных зонах. Люди, которые управляют самокатами, должны быть готовы нести ответственность за свои действия и знать хотя бы элементарные правила безопасности и дорожного движения. Мне самой самокаты и езда на них нравятся, но свобода передвижения заканчивается там, где начинается свобода другого человека, право безопасно ходить по пешеходным зонам, основополагающее право на жизнь и здоровье. В то же время я не могу согласиться с публичными порками бизнеса, тем более, когда транспортом управляют адекватные взрослые лица. Почему деятельность пунктов проката самокатов считается противозаконной? Это предприниматели, которые платят налоги и обеспечивают рабочие места. Ответственность должна быть соразмерной и предусмотренной законом.

Возможно, надо ввести какую-то систему обучения с выдачей документа. В тоже время при передаче самокатов, велосипедов в аренду, необходимо разъяснять правила управления средством, возможные риски и последствия. Осознанный бизнес так и делает. Здорово, что многие крупные сервисы в России поддержали введение ограничения скорости для самокатов. Думаю, что читинские предприниматели из сферы кикшеринга поддержат ограничение скорости движения самокатов, нужно договариваться.

Несмотря на отсутствие правового регулирования, было бы неверно оставлять крайней в этой истории власть, особенно с учетом низкой культуры и воспитания. Я мечтаю, что в моем любимом городе появятся велодорожки, тогда и пешеходы будут целы, и водителям велосипедистов с самокатами было бы где прокатиться”.

Практика других городов

При написании данного материала мы изучили практику других городов и охотно делимся с вами. 

В Тюмени электросамокаты мощностью 250 – 4 000 ватт приравнивают к мопедам и водителям, при нарушении ими правил дорожного движения, включая пьянную езду, выписывают штрафы и  отнимают водительские удостоверения. Прецеденты были. 

Аналогично действуют и в Ставрополе. Как пример, там произошло ДТП - водитель наехал на “самокатчика”. Водителю присудили штраф в 10 000 рублей. Суд признал, что водитель автомобиля должен был держать дистанцию и соблюдать боковой интервал. А парирования в духе, что самокатам не место на дорогах и они должны двигаться по тротуарам, суд во внимание не учел, тем самым отнесся самокат к мопедам.  

А вот противоположная ситуация случилась в Ростове. Там наоборот самокатчика суд отнес с пешеходам, однако взял с него полную стоимость ремонта автомобиля в 90 тысяч рублей. 

Еще был случай в Туле, там, управляя самокатом, мужчина решил переехать дорогу по зебре и попал под автомобиль. Суд приравнял водителя самоката к мопедам, которым запрещено ездить по зебрам и оштрафовал его по 12 статье КоАП (800 рублей). 

Фото : Гуранка.ру

Но это все ситуации “самокат-автомобиль”, предлагаем рассмотреть отношения “самокат-пешеход”.

В Ижевске сотрудники ГИБДД выписали штраф водителю самоката за наезд на пешехода. Пешеходу был причинен  легкий вред здоровью. Для признания самоката транспортным средством суду хватило одной характеристики - мощность двигателя более 250 ватт. 

В Петербурге, городе-чемпионе по случаям наезда самокатов на пешеходов, чиновники и полиция считают электросамокатчиков пешеходами. 

Однако, в Санкт-Петербурге и в Москве власти установили предельную скорость для электросамокатов в 25 км/ч (а на некоторых улицах Санкт-Петербурга действует ограничение до 10 км/ч), а рядом с парками и оживленным пешеходным движением — не более 15 км/ч. Несовершеннолетним запретили брать электросамокаты в аренду. Это же ограничение коснулось нетрезвых граждан. Кроме того, власти запретили ездить на электросамокатах вдвоем.

Как видно из практики, толковать статус самокатов можно по-разному. Позицию ГИБДД в Чите сотрудники определили в ответе на запрос редакции (см.выше). Следовательно, все разбирательства в случае столкновения будут рассматриваться не по “дорожным” статьям. По крайней мере, пока. 

Фото: pinterest.ru

Что  в планах у законотворцев

Еще в 2019 году Минтранс разработал законопроект, в котором предложил ввести специальный термин — «средство индивидуальной мобильности». К нему предлагалось причислить роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные подобные устройства. Ведомство предлагало установить запрет на использование таких средств в пешеходных зонах, оставив исключение для детей, а также установить приоритет для пешеходов, если те оказались в одном пространстве с владельцами электросамокатов. При движении в пешеходной зоне скорость устройств предлагалось ограничить 20 км/ч. 

В мае этого года о необходимости ограничить скорость электросамокатов заговорили в Совете Федерации. В июне с предложением выступил Совет по правам человека при президенте. Там предложили ввести отдельную главу в ПДД, обязать спешиваться водителей электросамокатов, если они создают опасность для пешеходов, ограничить скорость движения устройств, обязать страховать гражданскую ответственность арендаторов, а также отнести электросамокаты к источникам повышенной опасности.

Тогда же со своими тезисами выступил Минтранс. Ведомство предложило запретить ездить по тротуару электросамокатам весом более 35 кг. Речь шла об устройствах с тяжелыми батареями, которые позволяют развивать скорость до 90 км/ч и проезжать на одном заряде до 100 км.

Фото: Гуранка.ру

Пока же законотворцы решают про правовой статус электросамокатов и вносят отдельную главу в ПДД, нам остаётся только надеяться на сознательность наших граждан, которые будут понимать ответственность за свои действия, не ездить слишком быстро в местах большого скопления пешеходов, просто прогуливающихся забайкальцев. Но и такой же сознательности следует спрашивать и с пешеходов. Не надо специально преграждать дорогу или сознательно не двигаться в сторону, давайте будем уважать друг друга. 

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных