“Мы меняем ребят, а они нас” - вожатые Читы рассказали о секретах общения с детьми

0
03.08.2022 / По душам
У них своя лексика - отрядники, ночные, “вожатить”... У них свои фишки и секреты, как сделать, чтобы дети тебе доверяли. Они остаются в сердцах и в памяти ребят навсегда. Это целый отдельный мир и, конечно, призвание - быть вожатым. Наш журналист собрала истории читинских героев, которые однажды стали вожатыми и остались ими навсегда (в душе).

“Потом перестаешь понимать, что делать летом в городе”

Александр Елисеев, директор духовно-патриотического центра развития казачьей культуры, в прошлом вожатый и воспитатель.

- Я работал вожатым с 17 до 32 лет в разных лагерях. В вожатство попал случайно – мой друг хотел устроиться диджеем на смену, его не взяли, а мне предложили эту должность. Сначала отработал сезон в “Ракете”, потом в “Чайке”, затем в “Серебряном боре”. Был диджеем, отрядным вожатым, в последние годы работал воспитателем. Я выбрал для работы именно “Серебряный бор”, потому что, во-первых, в этом лагере настроена работа не только с детьми, но и с вожатыми – хорошая, сильная дисциплина, директор пытается вникнуть в каждую точку своего лагеря и понять, где, как и что работает. Во-вторых, очень сильная творческая составляющая в координации жизни лагеря – креативность не только на ежедневных вечерних мероприятиях, но и в организационных делах, например, на линейке. В-третьих, важное достоинство лагеря – природа, в таких условиях всегда приятнее работать, особенно, когда работаешь с детьми – получаешь яркие эмоции и от них, и от результатов своего труда.

Почему я стал вожатым? Самый банальный ответ – любовь к детям, но, на мой взгляд, вожатыми только из-за этого не становятся. Эта самая “любовь”, если человеком движет только она, заканчивается, когда он работает с трудными подростками. Одной её недостаточно. Тут нужно немножечко больше чем просто любовь – любовь и к детям, и к работе, у меня это есть.

Основной плюс работы вожатого – опыт общения с детьми. Он помогает (если вожатый работает продолжительное время) развить умение грамотно обращаться с ребенком. В работе начинаешь лучше понимать, через какие пути настроить взаимодействие с детьми. Вожатый набирается опыта, который затем может перенести на жизнь собственной семьи, общение со своим ребенком.

Единственный минус – если ежегодно работаешь все сезоны, со временем перестаешь понимать, чем заняться летом в городе. 

Фото: предоставлено Александром Елисеевым

“А леди так ноги не ставят!”

- Самая большая трудность в работе вожатого – занять верную позицию в общении с детьми. Нужно стать для них и другом, и авторитетом, выстроить коммуникацию таким образом, чтобы они понимали, что с тобой можно пошутить и поиграть, но если ты чего то требуешь по вопросам творчества или дисциплины, это должно исполняться.

Поучительный случай из практики: помимо воспитателя и вожатого я подрабатывал фотографом на смене. Был у нас младший корпус с детьми 6-7 летнего возраста. Я их, значит, расставлял на общую фотографию. Ребят, которые сидели в нижнем ряду, просил поставить ноги определенным образом, а одна девочка ни в какую не хотела. Я раз попросил, два попросил, увидел, что она насупилась. Подошел к ней и спросил: “А почему ты не можешь ножки поставить как все дети ставят?”, – и ребенок шести лет мне ответил:  “А леди так ноги не ставят!”. Это было для меня поучительно – уже в 6 лет в девочке воспитывается леди. На мой взгляд, это правильно – с ранних лет прививать ребенку соответствующее поведение. Не знаю, пойдет ли это на поучительную историю, но мне она запомнилась.

Я работал с трудными детьми. В первую очередь, у них нужно заработать авторитет, тогда всё будет нормально. В лагере привычные способы поведения таких детей не работают, ребята попадают в новые условия общения с людьми, меняются. 

В каждом сезоне есть трудные дети, но со временем перестаешь замечать, что они такие – на автомате уже знаешь, как с ними работать, легче найти подход и повернуть в правильное русло.

Как найти подход к ребенку? Главное – быть авторитетом, строгим, когда нужно, но при этом помнить, что с детьми нужно веселиться. Я работал в удовольствие 13 лет, следуя этому правилу.

“Трудные дети есть всегда, нужно быть готовым”

Поля Шишина, отрядный вожатый

- Мой опыт в вожатстве не очень большой, работаю третий год. Из-за того, что отдыхала в лагере будучи ребенком и знала всю кухню изнутри, работать уже взрослой было гораздо проще. Все смены проработала отрядным вожатым и частично постановщиком концертных мероприятий, а именно вожатских концертов. Я работаю в лагере “Чайка”, так как отдыхала в нем в детстве. Здесь я чувствую себя как дома, вокруг царит тёплая атмосфера, есть родные люди. 

Меня давно привлекало вожатство: коннект с детьми, постановка танцев, организация мероприятий. Я творческий человек, поэтому стала вожатой.

Могу выделить несколько плюсов работы: во-первых, ты заряжаешься на весь год огромным количеством эмоций, энергией, словами не передать. Во-вторых, становишься близким человеком для всех детей, даришь им лето. В-третьих, помогаешь детям найти свои таланты, наблюдаешь за тем, как они раскрываются, исполняют свои мечты, желают приезжать сюда снова и снова.

Фото: предоставлено Полей Шишиной

Вожатые не знают, что такое сон 

- Минус в работе вожатого только один – сильная физическая усталость и эмоциональное выгорание. Вожатые не знают, что такое сон, полностью отдаются работе, а времени на отдых почти нет.

Самая большая трудность, с которой пришлось столкнуться в работе – это боязнь конфликтных ситуаций, которые ты не сможешь разрешить. Других трудностей не было.

Поучительных историй в моей практике было достаточно. Сейчас дети часто сталкиваются с травлей, буллингом. Когда такое происходит в отряде, бывает тяжело объяснить детям, что отворачиваться от человека и оставлять его совсем одного нельзя, даже если он сделал что-то нехорошее. Часто бывают ссоры в отряде, один из моих – не исключение. Девочки из одной комнаты перестали общаться со своей соседкой, отвернулись от неё. Я не понимала, почему так происходит, ведь сначала всё было хорошо. Эта девочка очень эмоционально переживала этот конфликт. Затем стало известно, что она сама местами задирала соседок. Конфликт, к счастью, удалось сгладить, но родители решили забрать девочку домой, не учитывая её мнение. С опытом пришло понимание, что если вожатый правильно расставит приоритеты на грядущую смену и настроит детей на волну полного коннекта и помощи, то всё пройдет хорошо.

Трудные дети есть всегда, поэтому нужно быть к этому готовым. В моей практике это были хулиганы, которые много пакостили. После разговора с ними узнаешь разные истории из их жизни и понимаешь, что у ребенка дефицит родительского внимания или плохие отношения с родителями, и его поведение – способ справиться с проблемами. 

В общении с детьми нужно быть открытым душой и сердцем, готовым помочь ребенку в любой трудный момент, поговорить, когда это надо. Никогда не закрывать глаза даже на мелкие конфликты между ребятами в отряде, чтобы избежать более масштабных проблем и не испортить ребёнку мнение о лагере и смене, на которую он так хотел.

“Родители годами не могут изменить ребенка, а вожатый меняет за одну смену”

Евгений Ксенофонтов, отрядный и старший вожатый

Мой опыт в вожатстве – 10 смен, из которых 8 проработал отрядным вожатым и 2 – старшим. Я вожатил в трех лагерях. В 2012 году поехал работать в Амурскую область, город Свободный. Туда я попал просто по случайности. Пришел перед этим к ребятам знакомым, они говорят: “Погнали с нами”, и все. Я даже не учился на вожатого, просто поехал туда. Там я отработал в лагере “Сосновый бор” две смены подряд на пересменке, сначала со старшими ребятами, потом с младшими. На следующий год меня позвали в “Парус”. Все последующие годы я ездил туда. Единственное, в Андриановке (название лагеря не помню) один раз стоял на отряде, когда с армии в отпуск вернулся. 

Больше всего мне понравился “Парус”. Во-первых, профильные смены, которые в нем проводятся, я таких мало у нас здесь встречаю. Во-вторых, структура и специфика самой работы в нем. В-третьих, само место – оно как место силы. Там вообще другая жизнь, всё иначе, лучше, даже объяснить тяжело. Ты приезжаешь туда, набираешься сил, энергии, живешь совсем по-другому. После этого всё встает на свои места, даже если есть какие-то сложности в жизни.

Почему я стал вожатым? Честно скажу, получилось случайно. Я вообще не рассматривал должность вожатого как свое будущее, когда ездил ребенком, потому что вожатые для меня были какими-то особенными людьми, богами, можно сказать. Во-первых, они несут большую ответственность за отряд, в котором 20 детей, и за то, как пройдет их смена. Во-вторых, вожатые меняют “своих” детей в лучшую сторону. Родители за многие годы не могли что-то донести до ребенка, а тут вожатый, чудо, просто в щелчок, меняет ребенка прямо на глазах за 21 день. Старшим вожатым решаешь стать, когда понимаешь, что уже вырос из отрядного, и тебе хочется чего-то большего: сделать не просто “маленькую смену” для детей своего отряда, а для всех, кто находится в лагере: и для вожатых, и для детей.

Фото: предоставлено Евгением Ксенофонтовым

“Едем в лагерь не за деньгами”

- Плюсов у работы вожатого очень много, но самый важный для меня – эмоции. Ты получаешь их, когда видишь взгляд детей, уезжающих в конце смены, и потом снова встречаешься с ними; когда тебе родители пишут “Спасибо огромное за эту смену и за то, что вы сделали”, потому что их дети приезжают совсем другими; когда осознаешь, что дети, которые ездили на смены, уже выросли, и ты работаешь с ними в одной команде.

Минусов в работе вожатого по факту не существует. Единственное, что может смутить – практически везде невысокая зарплата. Мы, вожатые, это прекрасно понимаем, едем в лагерь не за деньгами, а ради работы с детьми и для детей. Этот минус актуален только для тех, кто гонится за деньгами.

Самая большая трудность, с которой столкнулся в работе старшего вожатого, была, когда я в первый раз стоял на этой должности на смене “Горнист” в 2015 году. У меня в команде были методисты, которых набрал не я. Так получилось, что у нас разные взгляды на работу. Из-за этого произошел конфликт, после которого меня уволили. За 50 лет существования “Искры” я единственный старший вожатый, которого уволили со смены. Для меня это отчасти даже гордость. Я все равно отработал, несмотря на трудность с методистами. Сейчас от многих ребят, которые были тогда детьми и вожатыми, спустя столько лет слышу “спасибо” за ту смену. И те люди, которые в тот момент находились не на моей стороне, сейчас признают, что были не правы.Такие сложности больше всего закаляют.

“Если хочешь найти общий язык с ребенком, покажи ему, что ты такой же отморозок”

- Смешной случай из практики, над которым я до сих пор смеюсь с другими вожатыми: когда меня увольняли, в докладной был написан пункт “пропаганда репа”. Мы на той смене сделали внутряковую движуху с отрядниками. Перед каждым концертом  выходили как группа, брали минусовки, переделывали текст песни под детский лагерь, как разогрев на вечернем мероприятии читали рэп.

В работе вожатого поучительны сами дети и их поведение. Поучительна их свобода от страхов, границ, которые не дают взрослым людям развиваться. Есть еще один момент, который я понял: несмотря на то, сколько ты методичек использовал, сколько у тебя есть базы теоретической, сколько у тебя пройдено школ вожатых, у тебя не получится стать хорошим вожатым, если ты не создан для этого, если нет интуитивного чувства, как работать с детьми. 

С трудными детьми я работал: на первой смене, когда я работал в лагере в Амурской области, у меня в отряде был парнишка семиклассник, который вообще ни с кем не общался с первого класса. Убегал куда-то постоянно, мне рассказывали, что он разговаривает с деревьями. Я сначала испугался, потом просто начал общаться с ним. Он мне приносил малину, считал меня другом. В какой-то момент я просто начал разговор, спросил у него: “Почему ни с кем не общаешься? Здесь же круто: девчонки, ребята, новые знакомства”,– он начинает этот момент плакать. Я испугался. Это те  ребята, с которыми нужно осторожно, потому что есть грань определенная. В случае чего она может сыграть либо в хорошую сторону, либо в плохую. Мне повезло, он буквально на следующий день уже начал со всеми общаться, с девчонками на дискотеках танцевать.

По факту трудных детей не бывает, они просто своеобразные, другие, с ними просто нужно найти общий язык.

Методик и секретов подхода к детям нет – я просто общаюсь с ними как с друзьями, стараюсь быть на одной волне. Есть одна очень интересная фраза: “Если ты хочешь найти общий язык с ребенком, покажи ему, что ты такой же отморозок и готов составить ему конкуренцию”. Также очень важно выстраивать доверительные отношения. Я всегда говорю детям: “Не надо никому врать. Просто говорите, как есть. Есть проблемы? Говорите”. Я стараюсь быть для них другом, потому что ругать может каждый, а вот понять — нет, это очень тяжело. Так, кстати, не только с детьми. У старшего вожатого свой отряд с вожатыми, который влияет на детей.

“Главный минус - не могу всегда работать вожатым”

Валерия Викулова, организатор общелагерных мероприятий

Фото: предоставлено Валерией Викуловой

- В общем, смен я отработала не так много, как заядлые “искровские” старички. Официально опыт работы — 4 смены, 3 из них - организатором общелагерных мероприятий, 1 - отрядным вожатым. Помимо этого я регулярно участвую в планировании других смен, но не всегда физически получается на них поехать и реализовать какие-то дела. Я работала и, думаю, что буду работать в будущем только в одном месте - лагерь “Парус”. Так как я выросла там не только физически, но и эмоционально, для меня это место очень важно, никакое другое меня так не впечатляло. В связи с этим много лет работаю в “Парусе” и до последнего не хочу покидать его.

Стать вожатым – моя детская мечта. Я смотрела на вожатых в детстве, выделяла в них особые черты, подозревала, что, наверное, не просто так столько прекрасных людей собирают в одном месте, тянулась к этому. Понимание, почему такие ребята становились твоими вожатыми, приходит, когда сам через это проходишь. Тяга к прекрасному, желание быть похожей на своих наставников в детстве привели меня к вожатству. Организатором общелагерных мероприятий я не планировала становиться. Моя в свое время отрядная вожатая стала старшей смены, на которую я поехала работать. Она разглядела во мне потенциал организатора, направила меня в нужное русло. Эта ситуация лишний раз подтверждает, что вожатый – это раз и навсегда. На ставке организатора мне больше всего, конечно, комфортно. Я могу полностью реализовать себя, поделиться опытом с ребятами, которые со мной работают, а также научиться многому у них. Сейчас для меня это наиболее продуктивно, хотя, конечно, мне бы хотелось попробовать другие варианты работы, например, ночной вожатый или физрук (смеется).

Плюсы работы вожатым – это люди, наши дети, с которыми мы работаем, наша команда. Это то, ради чего мы идем работать, ради чего работаем, почему мы не уходим из вожатства, несмотря на все минусы. Это ты сам, который меняется и растет во время работы на смене. Весь смысл вожатства в том, что эти люди на твоем пути меняют тебя, помогают тебе, где-то ты помогаешь им, и за счет этого тоже меняешься.

Минусы, конечно, можно выделить везде. Для меня самый главный  –  я не могу быть вожатым всегда (смеется). Круглый год я нахожусь на своей основной работе врачом и регулярно думаю о вожатстве. Очень жду лето, особенно август. Я безумно расстраиваюсь, когда у меня не получается поехать. Я не беру никакие материальные вопросы в расчет, потому что работа вожатого никогда не связана с чем-то материальным. 

Лагерь - репетиция жизни

- Отдельным пунктом выделю непонимание, непринятие  вожатства как профессии в некоторых кругах. Мне было очень тяжело на учебе, и я знаю, что это не единичный случай. Многим ребятам сложно совмещать вожатство с учебой. У меня эта ситуация еще осложнялась учебой в медицинском институте. Никто из преподавателей серьезно не подходил к вожатству, это очень редко воспринималось с каким-то позитивом. Конечно, я столкнулась с чередой очень серьезных проблем в связи с этим, было неприятно. Минус перерос в плюс: меня эта ситуация научила воспринимать людей такими, какие они есть. 

Самая большая трудность в работе организатора общелагерных мероприятий – ограниченность ресурсов, времени. Она дает очень хорошую точку развития, учит тебя подстраиваться под ситуацию, находить новые пути решения. Поэтому такая трудность переходит в безоговорочный плюс. Еще одна большая боль сейчас для меня – невозможность в определенных рамках донести “возможность всего”. Иногда бывает трудно объяснить ребятам, что на самом деле нет никаких ограничений, и все свои идеи можно воплотить как угодно. От маленького к большому: лагерь – репетиция жизни. Если мы на смене учимся тому, что нет ничего невозможного, нет никаких рамок даже при материальных или временных ограничениях, понимаем это, то затем переносим это и на свою жизнь.

Смешных случаев много было в практике, из последнего – ЧП с оформлением мероприятия. К сожалению, у нас заболел декоратор, и нам пришлось всё мероприятие садить на стену человека, который был “декорацией”. Он просто держал как-то бумажную букву в руке. Возможность корректировать себя под всю ситуацию в некоторых моментах будет настолько абсурдной, что это очень смешно. 

Для меня была поучительна работа с родителями детей. Это была самая поучительная штука в жизни (смеется). Зачастую не так сложно работать с большим количеством детей, как с большим количеством взрослых людей, особенно очень активных. 

С годами пришло понимание, что каждый раз, когда вы ведете беседу с ребенком или взрослым человеком, очень важно задавать себе два вопроса: что чувствую сейчас я и, самое главное, что чувствует сейчас человек, с которым я разговариваю, что он хочет мне сказать, почему говорит такие слова? Зачастую непонимание возникает, когда оба человека хотят хорошего, но сталкиваются из-за разных причин. Нужно задавать себе эти вопросы в процессе разговора, постановки какой-то цели. Когда ты начинаешь об этом думать, тебе становится намного легче говорить, добиться понимания и разрешить конфликт. 

Когда лагерь засыпает, появляются ночники

Роман “Тамадец” Ефимов, отрядный и ночной вожатый

Фото: предоставлено Романом Ефимовым

- Я отработал 5 смен отрядником и одну смену ночным вожатым. Работал и ещё буду работать в лагере “Парус”, для меня этот лагерь некое место силы. Здесь я встречаю много новых интересных людей. Сама энергетика у “Паруса” очень необычная – она тёплая, душевная. Находясь там, я восполняю свои ресурсы и готов ещё больше выкладываться на все 100%.

Вожатым я стал случайно, даже никогда не думал об этом. Но однажды мои друзья вместо репетиции КВН затащили меня на Искровскую Школу Вожатых. Тогда я ничего не понимал, но думаю, если пришёл, то можно и посмотреть, что из этого выйдет. Как итог: я очень сильно в это втянулся.

Плюсов в работе “ночника” на самом деле много, самый главный – это взаимодействие со всеми детьми в лагере, пока они не уснули. Они могут поделиться с тобой мыслями, идеями. Также ночью “Парус” и природа имеют свою специфическую ауру, и это притягивает. Ещё большой плюс – это твои напарники-”ночники”.

Минус только один – ты можешь пропустить какие-то движухи, потому что спишь днем. Но если грамотно все спланировать, то можно везде успеть, на мероприятиях побывать.

В работе было немного неудобно распределять свое время, выматывался из-за этого иногда.

Вспомнил забавный случай. Когда я был ночным вожатым, появилась информация, что дети ночью побегут на костровое. Я решил лечь на склоне в засаду и дождаться, когда они пойдут. Но всю ночь лежать на склоне не так уж и легко. Я начал замерзать. Попросил у напарников, чтобы они что-нибудь притащили, накинуть на меня сверху. Но мой напарник притащил каримат, одеяло и подушку. На вопрос “зачем мне подушка”, он ответил: “Чтобы удобнее было”. И я ждал, ждал, ждал. Ночь казалась бесконечной, время шло медленно. И в какой-то момент я услышал шаги. Понял, что информация была верна, и обрадованный быстро поднялся. Но это были не дети, а мой напарник. Как выяснилось, пока я лежал в засаде, я уснул, а напарники без меня работали. К счастью, в тот день никто никуда не убегал, и я отлично выспался на природе.

Для себя я понял один факт. На самом деле не только вожатые учат детей, но и дети куда больше учат вожатых.
Совсем трудных детей не было, просто к каждому нужно найти правильный подход. Это может быть трудно, но результат всегда стоит того.

На мой взгляд в общении с детьми самое главное – быть собой. Не надо притворяться каким-то другим человеком.

Татьяна Тихомирова, отрядный вожатый, воспитатель

- В этом году был мой первый опыт работы вожатого. Отработала 1 смену в ЛОЛ «Сосновый бор» отрядным вожатым. Перед тем, как сюда приехать,  прошла курсы школы подготовки вожатых (ШПВ) от ЗабГУ. Сейчас проходит вторая смена, я работаю воспитателем. Я выбрала «Сосновый бор» не по каким-то определённым критериям, ведь это первый лагерь, в который я поехала работать. Поэтому выбрала место по «отклику души». И пока что не пожалела о выборе.

Почему я стала вожатой? Моя профессия - это работа с детьми. До этого я была преподавателем в театральной студии Мегаполиса. Параллельно с этим начала проходить ШПВ, потому что хотела поехать в лагерь и поработать с детьми в другой обстановке, чтобы понять разницу и набраться опыта в сфере работы с детьми. Ну и, в целом, лагерь - это круто, здесь особенная атмосфера и работать только в кайф.

Плюсов в работе вожатым много, но я перечислю самые основные:

  1. Самодисциплина: сначала учишься организовывать себя, затем детей.
  2. Выход из зоны комфорта: новые люди, новая ответственность, другой режим, порядок и т.д.
  3. Атмосфера: она всегда особенная в лагере – творчество и креатив.
  4. Самый главный для меня – видеть, как меняются дети, как они преодолевают себя, меняют свои привычки, учатся новому и в конце смены уезжают из лагеря с маленьким зёрнышком чего-то нового, что они унесли с собой и будут развивать. Видеть, как дети стремятся к новым достижениям и уезжают со смены другими - это самое лучшее.
  5. Сама работа в лагере и есть большой плюс, потому что мы учимся вместе с детьми, приобретаем что-то новое и ценное благодаря им.

Я не могу назвать минусы работы вожатым, для меня их нет. Есть трудности, которые можно преодолеть, если работать над собой. Самая большая – это столкновение с нежеланием отряда что-то делать, отсутствие дисциплины в первые дни работы.

Самый смешной случай со смены –  когда парни из моего отряда пытались намазать друг друга зубной пастой, одного из них мы поймали ночью, за что потом прозвали Зубной феей.

В практике, конечно,  встречались трудные дети. Выражалось по-разному. Так как ЛОЛ «Сосновый бор» – это социальный лагерь, дети здесь также непростые. К каждому нужны свои подход и методика воспитания. У каждого своя индивидуальная проблема, требующая внимания.

Методики и секреты подхода к детям всегда разные. Главное –  уметь вовремя «подхватить» их настрой и направить в нужное русло. Дать стимул на определенные достижения. Уметь общаться и разговаривать не как с маленькими или на равных, а именно ловить баланс между этими двумя составляющими.

Фото: предоставлено Татьяной Тихомировой

А вы помните своих вожатых?

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных