“Не жалею о выборе профессии”: директор театра “Амар Сайн” - о работе, сцене и призвании

0
14.11.2024 / По душам
В Забайкалье нет, наверное, того, кто не знает о театре “Амар сайн” - креативном, современном, но сохраняющем традиции. Красивые костюмы, яркие номера… А ведь за этим стоят люди, их труд, в частности, труд руководства. И мы не смогли не сделать это интервью, ведь директор “Амар Сайна” - женщина.

В институт культуры - за компанию

Оюна Шираповна Дарижапова — кандидат искусствоведения, декан факультета культуры и искусств ЗабГУ,  заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа, директор Государственного театра песни и танца «Амар Сайн». Автор более двадцати научных статей и сборника детских песен «Дуулая, нухэд!» («Споёмте, друзья!»), а также автор и составитель сборника бурятских народных песен «Арадайм алтан абдарhаа» (Богатство кладези народной).

- Оюна Шираповна, расскажите немного о себе: где родились, в какой семье, где учились? Кто Вы по образованию и профессии, какой ВУЗ заканчивали?

- Родилась я в селе Узон Дульдургинского района. В 1988 году поступила в Восточно-Сибирский государственный институт культуры и искусств в Улан-Удэ, на отделение «Народное пение». Будучи студенткой, солировала в ансамбле народной песни «Сибирский сувенир» и фольклорном ансамбле «Алтаргана» при Гостелерадио Республики Бурятия. В то время главным дирижером музыкальной редакции Гостелерадио работал известный бурятский композитор Пурбо Найданович Дамиранов, а студенческим ансамблем «Сибирский сувенир» руководил Виктор Васильевич Китов, заслуженный деятель искусств России, который в то время активно продвигал народное музыкальное и танцевальное творчество сибирских и монгольских народов. 

После окончания института получила специальность «руководитель фольклорного коллектива», «преподаватель народного вокала». Баир Будаевич Мункожаргалов, основатель ансамбля «Амар Сайн», предложил мне работу, но так сложились обстоятельства, что мы с мужем уехали в село Зуткулей. Свою трудовую деятельность начала хормейстером в Зуткулейской средней школе, после рождения детей мы вернулись в «Амар Сайн». Затем в 2003 году, по приглашению министра культуры Забайкальского края Галины Сыроватка, с семьей переехали жить и работать в Читу. Работала солисткой хора в театре национальных культур «Забайкальские узоры». Но основной моей деятельностью было преподавание - я работала сначала старшим преподавателем кафедры теории, методики музыкального образования и дирижерско-хоровых дисциплин Забайкальского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, совмещая при этом работу заведующей бурятским отделением бурятского фольклора, которое я и открыла при Центре эстетического воспитания «Орешки», а при школе искусств №3 г.Чита – детский фольклорный ансамбль «Баяр». Начинала преподавать трем-четырем детишкам, сейчас «Баяр» посещают более ста ребят. Не забыла и о взрослых: действует любимый горожанами фольклорный коллектив «Наран».

В 2011 году защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата искусствоведения. Могу похвастаться тем, что со степенью искусствоведа в округе я одна, по Забайкальскому краю нас трое. 

При этом, делится наша героиня, она не из тех кто мечтал о сцене сызмальства, и в её семье до этого артистов не было.

Началось всё в четвертом классе, когда она выступала в художественной самодеятельности Узонской средней школы, где спела русскую народную песню «Посею лебеду на берегу» и за исполнение получила грамоту лауреата. 

Родители никак не думали, что юная Оюна свяжет свою жизнь со сферой культуры, она подумывала поступать в мединститут. Вместе с ней в путь отправилась подруга, правда, та направлялась в институт культуры в Улан-Удэ. И тут судьба нашей героини совершила поворот.

“По дороге я решила, что поеду вместе с подругой. Конкурс был большой, несмотря на это, я и одна девушка получили «отлично» со всего потока на вступительных экзаменах. С той девушкой, она из семейских, мы учились на одном курсе. Ее зовут Надежда Хромых (девичья фамилия), знаю, что сейчас она руководит семейским ансамблем в Тарбагатайском районе Бурятии, откуда родом. Родители были не против, сказали, что это мой выбор. В роду у нас артистов не было. Я не жалею о выборе своей профессии, мне нравится то, чем я занимаюсь”, - делится Оюна Шираповна.

Театр как жизнь

- Как Вы пришли в “Амар сайн”? Кем там работали в начале?

- Как я уже говорила, по приглашению Баира Будаевича Мункожаргалова, основателя ансамбля «Амар Сайн», мы с мужем работали в театре до 2003 года. После уехали в Читу, преподавала в ЗабГПУ имени Н. Г. Чернышевского и работала заведующей кафедрой теории и методики музыкального образования и дирижерско-хоровых дисциплин ЗабГУ. И с 2018 года возглавляю Государственное учреждение культуры «Национальный театр песни и танца «Амар сайн». 

Как делится Оюна Шираповна, поначалу коллектив к новому директору относился с настороженностью, но сейчас он поддерживает своего руководителя. А главное, отмечает наша собеседница, что коллектив театра работоспособный, у всех глаза горят.  “Это очень важно в нашей работе”, - говорит она.

- Что же такое, в общем, быть директором театра? (подбирать персонал, составлять программы…и пр.)? Как проходит Ваш обычный рабочий день?

- В этом году уже семь лет будет как я пришла директором в театр. Мой день, мне кажется, не заканчивается почти никогда. Все дни недели расписаны наперёд: понедельник - планерка в университете; вторник, среда – работа в театре; четверг – репетиции; пятница и выходные - концерты, спектакли, выступления или гастроли.

Национальный театр песни и танца «Амар сайн» участвует в федеральном проекте «Театры малых городов» с 2017 года. В тот же год был реализован проект «Хухэ хулгана жэл», в 2018 году – «Ага минии алтан улгы», в 2019 – «Тэнгэриин изагуур» кино-спектакль. За счет средств программы учреждение поставило спектакль «Бабжын наадан» («Игры степей»). Постановка по идее автора связана с именем легендарного бурятского тайши (князя) Бабжи-Барас Батора. Здесь продемонстрирована вся глубина традиционной народной игровой культуры бурят. Театр «Амар сайн» также реализовал проект бурятского этно-мюзикла «Хүхөө Намжил». Это современная интерпретация легенды о морин хууре - бурятском национальном инструменте. Режиссёр постановки - Олег Юмов. По сюжету, молодой табунщик Намжил был искусным певцом и красавцем. Он был призван на военную службу, где познакомился с прекрасной девушкой и влюбился в неё. По окончании срока службы его возлюбленная подарила ему особенного коня Жонон Хара. Обо всём этом и о дальнейшей судьбе Намжила повествуется в этно-мюзикле. В рамках федерального проекта «Театры малых городов» созданы и этно-балет “Модэ - история Хунну”, “Аян - Дыхание сцены”. После этого у нас был первый кинематографический опыт, можно сказать проба экрана. Очень рада, что мы при поддержке наших монгольских друзей, окружной администрации, смогли реализовать его. Художественный фильм «Алан гоо» стал первой масштабной полнометражной картиной Агинского округа.

Кроме того, «Амар сайн» в рамках программы приобрел два автобуса на 30 мест и на 15 мест для организации гастрольной деятельности.

Вот такие они - заботы директора национального театра. Но ведь, наверное, есть что-то самое любимое и нелюбимое в работе? Спрашиваем!

- Больше всего люблю свою работу за творчество, за возможность творить красивое, и, конечно, сохраняя все наши традиции. И нет такого, что я не любила бы в своей работе.

- С какими сложностями сталкиваетесь в своей работе?

- Самый больной вопрос кадровый. Пока у нас нет специалистов. Продолжаем искать, привлекать со стороны в рамках наших проектов. Ну и, конечно, нужно омолаживать коллектив. С этой целью мы организовали на базе театра школу танцев для школьников и молодежи, наш дирижер Баатр Лиджи-Горяев обучает детей морин хууру.

Человеческие отношения - главное в коллективе

Кстати, о персонале. Нам стало интересно, как Оюна Шираповна с ним работает. Занимается ли вы лично его подбором? По каким критериям подбираются артисты театра? Сколько в театральной труппе человек и сколько всего в театре работников?

- На сегодня в театре 60 работников. Это и труппа балета, солисты, оркестр, кассиры, швейный цех, хозяйственные работники и так далее.  Подбор кадров, конечно, провожу лично. Самый главный критерий к кандидатам – это любовь к искусству, к своей профессии, творчеству - будь ты певец, танцор, музыкант, кто угодно.

- Как бы вы охарактеризовали себя как руководителя? Какой у вас стиль руководства;  какие, по вашему мнению, главные качества хорошего руководителя?

- Этот вопрос лучше задать моим коллегам по работе и коллективу. Но многие говорят, что я очень мягкий руководитель. Главное для руководителя, думаю, сохранять человеческие отношения в коллективе, чтобы все друг друга понимали и поддерживали. А что касается профессионального мастерства, то здесь нужно быть настоящим профессионалом, конечно. Ведь зритель не простит, если будешь фальшивить со сцены.  

Дыхание сцены

Наше интервью, помимо знакомства Оюной Шираповной, несёт ещё одну миссию - пригласить читинцев на концерт театра, который состоится 17 ноября в краевой филармонии.

- Оюна Шираповна, приоткройте завесу, расскажите, что ждёт нас в новом сезоне, что приготовил для нас театр, чем будете удивлять?

- Новый сезон мы уже открыли, и хотим, чтобы наши зрители больше знали и видели нашу работу. Поэтому первая театрализованная постановка так и называется «Тайзанай амисхал» - «Дыхание сцены» в переводе. Это музыкально-драматический спектакль, который рассказывает во всех красках о профессии артистов. Кроме того 2025 год – это год 80-летия Великой Победы. И репертуар мы подбираем уже соответствующий. Проектов и идей много, следите за нашими афишами и анонсами.

- Какие у вас дальнейшие планы относительно театра?

- В самом начале моей работы я мечтала, чтобы было современное оборудование для театра, мы его приобрели. А еще очень нужен был новый комфортабельный автобус для гастролей, мы его приобрели, даже два автобуса у нас теперь. Потом мы мечтали о том, чтобы благоустроить наше здание, теперь у нас есть теплый туалет для зрителей и работников. В общем, мы делаем всё, чтобы было комфортно работать как артистам, и было приятно приходить на наши концерты нашим зрителям.

Красота - это состояние души

О работе поговорили, теперь можно и о личном. Да, разве можем мы, женщины не спросить об этом? 

Руководство театром, очевидно, требует много времени, моральных и временных затрат. Спрашиваем, как в такой плотной занятости Оюна Шираповна находит время для себя и семьи?

“Это точно, очень много времени посвящаю я работе. А вот семье, конечно, в меньшей степени, получается только урывками. Но эти моменты самые счастливые, наполняют меня энергией и теплом”, - говорит она.  

- Чем любите заниматься в свободное время? Откуда черпаете силы и энергию на работу, семью?

- Очень люблю шить. Потому в любое свободное время что-то шью, могу создать какой-то образ для себя или любимой внучки. Ну и творчество очень вдохновляет на большие результаты и успехи. Вот прошёл концерт какой-то, если мы видим, что зал стоя аплодирует, все счастливы, то и мы счастливы, что подарили столько эмоций своим зрителям. Вижу успехи артистов, солистов, музыкантов, и они меня вдохновляют!  

- Поделитесь своими секретами красоты и ухода за собой?

- Секретов нет абсолютно! Всегда спрашивают меня об этом, но честно, никаких процедур не делаю, ничего особенного не пью. Я думаю, это состояние души передается и телу!  

- Что бы вы пожелали нашим читательницам?

- Всем читательницам “Гуранки” желаю оптимизма, чтобы всегда у всех были позитивные мысли. Когда твои помыслы чисты, то и в жизни всё получается, притягиваешь всё хорошее. Поэтому всего самого хорошего, счастья, здоровья, благополучия! На бурятском, конечно, благопожелание звучит красиво. Ута наһатай, удаан жаргалтай, энхэ элүүр, эхын баяр эдлэжэ, эхэнэрэй жаргал үзэжэ, амгалан тайбан ябахатнай болтогой!

Благодарим Оюну Шираповну за интервью и желаем ей и театру “Амар Сайн” процветания!

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных