"Неординарные и очень упрямые": «Гуранка» пообщалась с леворукими читинками в Международный день левшей

1
13.08.2019 / По душам
Согласно статистике, около 15% людей на планете – левши, и с каждым годом их количество только растет. В Средневековье леворукие люди считались «слугами сатаны» и становились жертвами инквизиции. В Советском Союзе обязательно подвергались переучиванию с левши на правшу. К счастью, сегодня уже никто не ведет борьбу с левшами. Громкие акции, направленные против ущемления прав и свобод леворуких в 1976 году, положили начало Международному дню левшей, который ежегодно отмечается 13 августа. Гуранка узнала, почему человек становится левшой и стоит ли исправлять его леворукость.

Привет! Меня зовут Настя и я мама левши. «Нет» - это мой утвердительный ответ на часто задаваемый вопрос – будем ли мы делать из левши правшу. Психологи говорят, что леворукость – это не патология, а индивидуальный вариант нормы. Переученные левши в большинстве своем с удовольствием остались бы леворукими. Эти доводы еще раз доказывают, что мне не стоит исправлять эту особенность в ребенке. Однако, не каждая леворукость считается индивидуальным вариантом нормы. Почему люди становятся левшами? Чем левша отличается от правши? И стоит ли учить ребенка праворукости? Поговорим об этом сегодня - в Международный день левшей.

«Не могу сказать, что быть левшой что-то особенное» - истории леворуких

Марина Герасимова

Марина Герасимова

- Когда я была ещё совсем маленькой родители и бабушка заметили, что я левша. Я брала в руки игрушки левой рукой, ложку брала тоже в левую руку и в общем-то карандаши тоже каждый раз оказывались именно в левой руке. Бабушка, человек с советским воспитанием, сразу забила тревогу и поняла, что медлить нельзя, надо срочно переучивать, иначе «как она в школу пойдёт?», «она же учиться не сможет нормально?». В общем, она начала тщательно за мной следить (улыбается). Игрушки с этих пор мне давали исключительно в правую руку, есть заставляли тоже только при помощи правой руки и так пару лет до школы, пока я совсем не привыкла. Но было сложно, помню, что мне было проще ручки и карандаши держать левой рукой, но меня активно переучивали каждый раз, попутно читая лекции, что так нельзя, что левшой быть неудобно. Это было ещё до школы, поэтому за партой в первом классе я уже старалась писать правой рукой, но я до сих пор в правой руке ручку держу неправильно, а вот в левую она прекрасно ложится. В общем-то, выяснилось, что я могу писать и левой рукой, но почерк всё равно остался корявым, на уровне первоклассницы. Я много думала об этом советском эксперименте на переучивание и мне жаль, что меня переучили. Вообще считаю, что это жестоко. Если человек изначально левша, значит так и должно быть. Наверное, просто учителям и людям того поколения было удобнее, чтобы все были воспитаны по одному стандарту. Так проще. Но когда тебя переучивают, это разрушает создавшиеся нейронные связи и с психологической стороны это тоже плохо, это стресс для ребёнка, и думаю, может незаметно включиться установка на будущее – «нельзя быть таким какой ты есть, надо быть, как все». Я не думаю, что мне переучивание было нужно или оно улучшило что-то в моей жизни. Это просто последствия советской школы, в которой я хоть, и сама не училась, но её наследие на себе ощутила в полной мере.

Юлия Данилейко

Юлия Данилейко

- Когда пошла в школу, я начала писать левой рукой. Но вдруг моя бабушка-педагог заметила, что держу ножницы и режу правой рукой. И авторитетно заявила, что я не истинная левша (улыбается). Переучили. Теперь я пишу правой рукой, держу ножницы тоже в правой. Ем, режу ножом, рисую, шью, вышиваю только левой. Моя работа косметологом связана с инъекциями. Единственное неудобство связано с тем, что на «постановке руки», когда врач-тренер показывает новые техники, немного сложно правше поставить руки левше. В этом плане удобнее быть правшой. Но, в общем, ни плюсов, ни минусов в леворукости не вижу.

Ирина Цехонина

Ирина Цехонина

- Не могу сказать, что быть левшой - что-то особенное (улыбается). С детства все основные движения делаю левой рукой: ем, пишу, крашусь, готовлю, управляю авто. Но почему-то работаю компьютерной мышкой только правой рукой. Левой никак не могу, неудобно. Кстати, говорят у левшей некрасивый почерк, но во время учебы в школе и университете у меня он всегда был аккуратным и понятным. И очень часто задавали вопрос: «ты левша?». Всегда отвечала утвердительно, не считая это каким-то недостатком. Все делаешь также, только левой. В то время, когда я пошла в школу, это был 1996 год, уже в обязательном порядке не переучивали и спасибо моим родителям, что мукам переучивания на правшу они меня не стали подвергать. Папа рассказывал, что в его детстве это считалось недостатком или чем-то нездоровым, и в 50-х годах довольно строго переучивали. Это по его воспоминаниям. Поэтому меня они решили оставить левшой, за что я им благодарна (улыбается) и никакого комплекса неполноценности не ощущала и не ощущаю. Я люблю готовить и из минусов, наверное, только то, что, например, овощечистки, в основном, идут для правшей, приходится ими пользоваться наоборот, мудрить, или искать другой формы и смотреть направление лезвия. Помню, как мама купила шинковку для капусты, а я никак не могла ей воспользоваться - она была для правшей. Помню, поехала на «Витэн», думаю, спрошу, может, есть для левшей и, оказалось, есть! Сразу купила, очень удобный инструмент на кухне. И ещё хочется добавить. Есть утверждение, что у левшей развито больше правое полушарие, это творческие способности. Я закончила ВУЗ с отличием по специальности «экономика и управление на предприятии (горное производство)». И во время учёбы мы делали чертежи самостоятельно, сложные курсовые и т.д. И мне это давалось. Не могу себя назвать супертворческим человеком, но иногда что-то придумываю у себя в интерьере, заказываю пошив одежды для себя и иногда модели сама придумываю, люблю «порукодельничать».

Оксана Трофимова

Оксана Трофимова

- В первом классе, когда мы стали писать палочки и крючки в прописях, я поняла, что левой рукой писать у меня получается гораздо лучше. Однако мне писать не дали левой рукой. В советской школе не должно быть левшей. Я бесконечно слышала замечания, что надо взять карандаш в правую руку. Меня пугали, что привяжут руку за спину. Было очень тяжело. Дома тоже по просьбе учителя, даже по требованию, стали следить, чтобы я работала только первой рукой. Школа победила: я пишу правой (улыбается). Но все остальное, чего не касался строгий взгляд учителя, я продолжала делать так, как мне удобно. Поэтому сегодня режу ножом, шью иглой, мешаю ложкой и т.п., используя левую руку. Благодарю Бога, что эксперимент по переучиванию закончился удачно: согласилось-таки одно полушарие взять на себя работу другого! А если бы нет... Вспоминать первый класс из-за этой истории не люблю: писала коряво и медленно. И не понимала: почему нельзя левой писать. Ведь так легко и красиво получается. Если бы вернуться в то время, то пусть бы я была левша, которую не трогала советская реальность со строгой учительницей.

«…Мозг ребенка «определяет» ведущую руку» - советы психолога

Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам. Один из многочисленных фактов про левшей говорит о том, что вероятность рождения левши, если оба родителя правши, всего 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%, у обоих леворуких родителей дети-левши появляются в 46% случаев. Но не каждая леворукость передается по наследству. Какие бывают виды леворукости? По каким причинам ребёнок может стать левшой и как правильно поступить в этом случае, расскажет наш постоянный эксперт - семейный психолог клиники «Академия Здоровья» Оксана Титова.

Оксана Титова

- Как только ребёнок начинает манипулировать игрушками, становится понятно, какой ручкой он пользуется чаще. Но нужно знать, что к одному году соотношение праворуких и леворуких примерно одинаковое. К 2 годам соотношение примерно 70% к 30%. А вот к 7 годам - 80% к 20%. Такие изменения в процентных соотношениях с увеличением возраста говорят о том, что есть 2 вида леворукости: генетический и вынужденный (приобретённый). Чтобы разобраться и определить, к какому феномену можно отнести особенность вашего ребенка, ответьте на вопрос: какая рука, глаз, ухо являются ведущими у вас и членов вашей семьи? Если левая, то не стоит беспокоиться. В данном случае мы имеем дело с генетической или естественной леворукостью, или левшеством (так говорить правильно).

Левшество (генетическое) – это проявление устойчивой характеристики, специфического типа организации нервной системы человека; не просто предпочтение левой руки, а совершенно иное распределение функций между полушариями головного мозга, которое задано с рождения. Уникальный, ранимый, творческий ребенок - левша совершенно иначе воспринимает действительность, нежели правша. Трудности у ребенка-левши начинают проявляться достаточно рано, а обостряются с вхождением в учебную деятельность (у многих это совпадает с поступлением в школу):

  • неравномерное развитие психических функций (речи, чтения, счета, эмоций);
  • иное восприятие пространства;
  • сложность переключения с одного вида деятельности на другой;
  • феномен «зеркальности» (зеркальное восприятие цифр и букв) и т.д.

Вынужденная или компенсаторная леворукость по внешним признакам неотличима для обывателя от генетического типа феномена, однако его формирование у ребенка вызвано рядом причин:

  • патологиями беременности и родов, родовыми травмами;
  • дефектами в развитии ребенка (правосторонняя кривошея, гипертонус шейно-грудного отдела, врожденный дефицит различных структур мозга);
  • сменой ведущей правой руки на левую в результате травмы головного мозга и повреждения левого полушария;
  • травмой правой руки и пр.

Из-за усиленной нагрузки на правое полушарие, которое «вынужденно» выполняет функции левого, возникает симптом «обкрадывания». Его показателями выступают: сонливость; повышенная утомляемость; сниженная нейродинамика; рассеянность; отвлекаемость; забывчивость; отсутствие внимания и сосредоточенности.

В отличие от левшества, компенсаторная леворукость приводит не к трудностям, а к задержке психического и речевого развития (ЗПР, ЗРР), минимальной мозговой дисфункции (ММД).

- В СССР до определённого времени всех левшей переучивали. Сейчас многие психологи утверждают, что ни тогда, ни сейчас этого не стоило делать. Почему?

- В СССР действительно переучивали леворуких детей - это связано с социокультурными и индустриальными особенностями в тот период. СССР была аграрной страной и все орудия труда созданы для праворуких. Кстати, в деревнях леворуких на селе намного меньше, это зависит от того, что леворукие чаще приобретают профессии, не востребованные в сельскохозяйственной деятельности - актёр, певец, флорист. В СССР к особенностям психики относились достаточно скептически, поэтому чтобы не размазывал чернила - пиши, как все.

Сегодня другая система работы с левшой. Если это генетический левша, нет смысла переучивать. А вот с вынужденной леворукостью могут произойти метаморфозы из-за излечения и развития до нормы левого полушария, ведущая рука может поменяться на правую.

- Если родители настроены на переучивание, стоит ли их отговорить и как это можно сделать? Какие найти аргументы?

- Уважаемые родители, не паникуйте и не старайтесь переложить пишущий предмет в другую ручку малыша!!! И даже, если это повторяется снова и снова, знайте - вовсе не вы, а мозг ребенка «определяет» ведущую руку – руку, которая имеет графические преимущества, руку, которая управляется ведущим полушарием! Хочется напомнить, что достаточный процент заикающихся детей - это переученные леворукие детки.

- Как помочь левше?

- Я очень рекомендую как можно раньше обратиться к нейропсихологу, провести грамотную диагностику развития межполушарных связей и высших психических функций. Специалисты проведут диагностику и помогут определить, к какой категории можно отнести особенности вашего малыша, сориентируют вас на дальнейшие действия, подробно расскажут о видах коррекционных занятий. Для ребенка-левши нейропсихолог составит четкие рекомендации по осуществлению интеллектуального развития (направленность и содержание коррекционных программ, программ нейропсихологической коррекции), сориентирует по внедрению в нейрокоррекционные занятия особых методик. Нейропсихолог по результатам диагностики (обследования) разработает специальную индивидуальную программу нейропсихологической коррекции с использованием эффективных методов, направленных на синхронизацию работы полушарий головного мозга, развитие межполушарных связей, высших психических функций (памяти, мышления, речи, внимания), моторных функций (координации движений, баланса, ощущение себя в пространстве). Благодаря специально организованным коррекционным занятиям ребенок никогда в дальнейшем не будет чувствовать дискомфорта, связанного с ведущим полушарием, а наоборот.

Несколько интересных фактов про левшей:

  • Левши обладают хорошим слухом и в музыкальной школе удивляют всех своими неординарными способностями.
  • Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши — левой.
  • Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.
  • Зачастую дети-левши начинают говорить позже, чем их сверстники, и имеют трудности с произношением некоторых звуков.
  • Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, они особенно ценятся в боксе, в фехтовании и плавании.
  • В Японии вплоть до ХХ века леворукость жены считалась достаточным основанием для развода.
  • Для левшей продают специальные письменные принадлежности: точилки с резьбой против часовой стрелки, ножницы, у которых лезвие расположено с другой стороны, ручки с углублениями под пальцы левой руки, позволяющими правильно захватывать инструмент, и даже линейки, цифры на которой нанесены в обратном порядке.
  • Левшей среди мужчин больше, чем среди женщин. А богатых мужчин с высшим образованием среди левшей на 30% больше, чем среди мужчин-правшей.
  • Левшами были Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Марк Твен, Александр Македонский, Махатма Ганди, Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро, королева Британской Империи Виктория.

А кто вы – левша или правша? 

1 Комментарии
13.08.2019 18:19   Гость_Даня
Был у нас одноклассник,левша,ну очень умный парень.Чудик такой,на физике зацикленный.Муж у меня-не состоявшийся левша,переучили в детстве.Тоже очень умный,творческий,такой непризнанный гений.Все-таки,что-то в них есть этакое.
Был у нас одноклассник,левша,ну очень умный парень.Чудик такой,на физике зацикленный.Муж у меня-не состоявшийся левша,переучили в детстве.Тоже очень умный,творческий,такой непризнанный гений.Все-таки,что-то в них есть этакое.
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя