Николай Гадомский: «Как зрители - читинцы хороши!»
Новый театральный сезон – всегда долгожданное событие для всех любителей искусства. В этом году для забайкальцев он стал уже 78-м по счету и открылся премьерой – комедией Мольера «Тартюф». А вот для художественного руководителя краевого драмтеатра Николая Гадомского – сезон стал дебютным! Что думает о провинциальном театре и зрителях столичный актер и режиссер - в эксклюзивном интервью "Гуранке".
«По меркам Москвы я молодой
режиссер»
- Здравствуйте, Николай Николаевич! Расскажите, как Вы попали к
нам в театр? С чего началась Ваша работа у нас в Чите?
- Меня пригласил Юрий Иванович
Пояркин, директор театра. В бытность свою он был директором Брянского
драматического театра, где я ставил спектакли, там мы с ним и сработались. Он
хотел, чтобы я был главным режиссёром в Брянске, но, к сожалению, это не
случилось, и когда у него появилась возможность, он меня пригласил сюда. Я
немного подумал, думал где-то около месяца, поразмышлял и потом, приехав сюда
на неделю, посмотрев театр, согласился и переехал в Читу.
- Поняли, что оно того стоит?
- Ну, во-первых, театр, на мой
взгляд, замечательный, труппа замечательная. Да и далеко не факт, что в Москве
сорокалетнему режиссёру, а по меркам Москвы 40 – это молодой режиссёр, дадут
театр такого уровня как Забайкальский драматический. В Москве очень сложно
пробиться, поэтому если предлагают, нужно соглашаться.
- Легко ли Вам дался переезд сюда? Акклиматизация и всё такое? И
вообще перебраться из столицы в далёкую провинцию – это ведь достаточно
решительный шаг.
- Да, с точки зрения
акклиматизации было сложно, всё-таки было непросто перейти в новый часовой
пояс, поэтому я где-то месяц привыкал к новым условиям. Природа и погода мне
здесь очень понравилась. Мне вообще импонирует местный климат, потому что я
люблю сухие зимы, морозные, и люблю жаркое лето.
- Вот вы приехали сюда и приступили к работе – начали постановку
спектакля «Я, моя бабушка, Илико и Илларион». Какие были первые впечатления от
работы с коллективом? Как вы нашли общий язык, легко ли это было?
- Это было нелегко, но и не особо
трудно. Артистам понравился материал, который я предложил, и после первой читки
всё встало на рельсы и пошло-поехало. Любой выпуск спектакля, любой творческий
акт подразумевает затраты не только физические, но и духовные. Поэтому я не могу
сказать, что это было всё так просто, и что мы на раз-два-три выучили текст и
всё сделали. Нет, естественно, случались какие-то запритыки, какие-то
сложности, но в итоге я очень доволен этой работой, очень доволен работой
актёров и очень доволен тем, как это всё у нас прошло на одном дыхании.
«Пока ставил спектакль, похудел на 8 килограммов»
- Что можете сказать про читинскую публику? Легче ли достучаться
до нашего зрителя, чем до завсегдатаев столичных театров? Насколько чувствуете
отдачу от приходящих на спектакли?
- Отдача хорошая. Судя по тому
зрителю, который к нам приходит и смотрит спектакль, тот же «Я, моя бабушка,
Илико и Илларион», публика проникается темой, которая им преподнесена, потому
что тема не только грузинская, но она и общечеловеческая. Сами люди здесь,
конечно, жестковаты с точки зрения городского обывателя, но как зрители хороши.
- Недавно состоялось открытие сезона. Сильно волновались?
- То, что я волновался – это ещё
мягко сказано. Вы не поверите – я за первые два месяца пребывания в Чите, пока
ставил спектакль, похудел на восемь килограммов. И в преддверии сезона я был не
в волнении, а в неком шоке. Просто я слишком много на себя взял обязательств,
но это было необходимо, поскольку репертуар театра уже устаревший, и пусть
спектакли идут хорошие, в то же время количество зрителя в городе подразумевает
должное количество спектаклей в репертуаре. Потому что посмотревшим один
спектакль уже становится интересно что-то другое. Как говорил Пётр Наумович
Фоменко: «Чем удивлять будем?». Мы сделали детский мюзикл «Маугли», премьера
коего была пятнадцатого октября, который привёз Влад Сташинский – мой большой
друг. И двадцать девятого числа состоялся премьерный показ «Тартюфа».
- Что ещё нового ждёт зрителя в этом сезоне?
- Буквально через десять дней
после выпуска «Тартюфа» у нас должна выйти премьера литературного спектакля по
прозе и поэзии серебряного века «В поисках страны Нигде»., который мы хотим
приурочить к столетию Революции. Через семь дней семнадцатого числа будет
премьера пьесы Александра Коровкина «Тётки», которую ставит Зоя Борисовна
Пухлякова. И после того, как она выпустит «Тёток», я приступлю к репетициям
нового спектакля под названием «Девятый выпуск». Это пьеса современного
драматурга – Елены Исаевой, пока ещё нигде не ставилась, и нам под это дело
Министерство культуры Российской Федерации выделяет грант. Это всё на первую
половину сезона. И ещё тридцатого декабря у нас будет большой губернаторский
бал.
- Часто бывает, что по тем или иным причинам некоторые спектакли
снимают с репертуара. Либо уходят ведущие актёры, или ж просто спектакль
убирают, дабы освободить место для новой постановки. Имеется ли возможность
производить видеосъемку спектаклей с последующей их продажей на DVD-дисках?
Ведь наверняка у многих зрителей возникает желание пересмотреть свою любимую
постановку в домашних условиях и просто вспомнить часть истории нашего театра.
- А мы будем это делать! Я
вызывал операторов на спектакль «Я, моя бабушка, Илико и Илларион», и сам
смонтировал у себя на компьютере видеоверсию. И мы обязательно будем делать
съёмку всех спектаклей, которые будут в репертуаре, даст Бог мне сил и времени
это сделать. Хочется выпустить всё в хорошем качестве, чтоб человек в
дальнейшем мог прийти к нам на какой-нибудь спектакль и в сувенирной продукции,
которой мы хотим сейчас плотно заняться, можно будет приобрести видеозаписи.
Помимо этого, вместе с нашим художником Артёмом Декиным мы хотим выпустить
фигурки наших актёров, персонажей спектаклей, известных забайкальцев –
Соломина, Михайлова и прочих, а также магнитики, календарики, чтобы каждый
зритель мог прийти и в фойе купить всё, что ему наиболее по душе.
У Земекиса я был ассистентом режиссера…
- С детства Вы хотели стать актёром. Поведайте, что вдохновило Вас
выбрать этот интересный, но в то же время тяжёлый путь?
- Моя бабушка меня вдохновила.
Она была пианистка, профессиональный аккомпаниатор. И года с полтора она уже
усиленно мной занималась – разучивала со мной стихотворения, я читал рассказы,
пел песни, а она мне аккомпанировала. У меня дома в Ленинградской области
остались записи, как я в полтора года пою, как она со мной репетирует и ставит
мне слух. Когда я не попадаю в ноту, она говорит мне: «Нет, не так»,
проигрывает заново, и я начинаю пропевать эту ноту. Потом уже я в школе какую-то
самодеятельность организовал со своими одноклассниками, ставил с ними рассказы
Чехова. В дальнейшем уже в Питере я поступал в ЛГИТМИК, не поступил. Затем два
года отслужил в армии, после этого уехал в Москву. В первый год я поступал во
МХАТ и не поступил, а на следующий мне наконец-то улыбнулась удача. Таким
образом, я с третьего раза попал в ВУЗ. Там Владимир Алексеевич Андреев взял
меня под своё крыло. Ну а затем уже пошла театральная педагогика, режиссура
театральная, кинорежиссура, всё параллельно шло и развивалось. Вот такие у меня
университеты.
- А сейчас что Вас вдохновляет в работе?
- А меня всегда вдохновляет моя
работа, моя профессия, сам процесс. Как кинематографист я обожаю съёмочную
площадку. Я считаю, что это такой наркотик для творца – именно съёмочная
площадка и процесс съёмки. Понятно, что идёт большой подготовительный период.
Понятно, что после съёмок идёт большой пост-продакшн. Но съёмка – это то самое,
ради чего режиссёр снимает. То же самое и в театре: режиссёр вышел пару раз на
поклон, а всё остальное достаётся актёрам. Но сама фишка и сам кайф в процессе
разбора ролей с актёрами, нахождении ключей к пьесе. Ибо если не нашёл ключ, то
и не получится ничего – найти какой-то интересный ход и обыграть его, чтобы
зрителей зацепило. Вот поэтому я и кайфую от своей профессии.
- За время своего творческого пути Вы работали со многими
интересными людьми в различных проектах: это и съёмки в кинофильмах, таких, как
«Нежный возраст» и «Сибирский цирюльник»…
- Ну вообще, что касаемо кино, то
все упоминают про «Нежный возраст», «Сибирский цирюльник», но у меня там были
маленькие роли. Всё это происходило, когда я ещё был студентом в ГИТИСе. В
«Сибирский цирюльник» я попал из массовки. В своё время я докопался до
ассистента по актёрам, чтобы он меня поставил в категорию А. У актёров массовки
существует две категории: это категория А – первоплановая, куда входят
профессиональные артисты, у которых есть театральное образование, а категория Б
– это просто масса. Так вот, я обратился к ассистенту по актёрам, чтобы меня
взяли в категорию А – там денег больше платили. Но тот говорит, что там никого
не надо. И тут Никита Сергеевич Михалков кричит с площадки: «Мне нужен артист в
офицерском обмундировании на реплику в эпизод!». И вот так я попал к нему в
фильм. Вообще в кино я не очень много снимался как актёр. Там у меня
преимущественно эпизодические роли. Есть сериалы, где у меня немаленькие такие
«ролюшки». Но, в основном, я как режиссёр больше работал, как клипмейкер,
ассистент режиссёра, как режиссёр второго юнита. У Земекиса я был ассистентом
режиссёра, когда с Томом Хенксом ездили снимали «Изгоя». У Владимира
Валентиновича Меньшова я работал на той же должности. Потом он меня к себе
позвал на высшие курсы режиссёра-сценариста. Я у него там учился на
кинорежиссуру. У Тимура Бекмамбетова работал на «Дневном дозоре». С Пашей
Санаевым мы сняли большую картину «На игре». Я у него там был вторым режиссёром
и режиссёром второго юнита. То есть, мне позволялось отдельно брать свою
съёмочную группу и снимать аварии, перевороты и прочие отдельные эпизоды. Мы с
ним долго трудились вместе и за полгода сняли два полных метра. И у меня есть
свой полнометражный фильм, мной снятый как режиссёром-постановщиком. Там у меня
Караченцов Николай Петрович снимался, Лев Иванович Борисов, Александра Ивановна
Назарова.
- Вы работали ещё в театре имени Ермоловой…
- Это всё было параллельно. А
поскольку я очень много занимался синематографом в это время, в театре
Ермоловой я играл, но играл немного, поэтому не скажу, что я там был первым
артистом. У меня там были спектакли и роли, которые я любил, но не было такого,
чтобы я дневал и ночевал в этом театре, хоть я и его очень люблю и считаю, что
это был вообще мой театр-дом. А чаще я стал там появляться, когда стал там
режиссёром и у меня появились постановки: «Эти свободные бабочки» Герша, ещё
один спектакль, потом сделал к юбилею театра большой концерт. Пятнадцать лет я
там прослужил. Потом пришёл Олег Евгеньевич Меньшиков, и всё стало там
по-другому.
- За время своего творческого пути какие моменты и периоды вам
запомнились больше всего? И с кем вам было наиболее приятно работать?
- Сложный вопрос. Много всего
было. Мне очень понравилось работать с Николаем Петровичем Караченцовым. А если
начать с истоков, то мне невероятно понравилось работать с Никитой Сергеевичем
Михалковым. Я считаю, что он гениальный режиссёр. Как он работает с артистами –
как он объясняет задачу, как он объясняет предлагаемые обстоятельства! Помню,
как мы минут сорок ходили по перрону Белорусского вокзала, и как он мне говорил,
что вот сейчас ты поедешь в Сибирь и всё такое. И вот сейчас эта ситуация у
меня повторилась сейчас с Читой. Они же как раз сюда ехали. Как раз Олега
Меньшикова увозили в Сибирь, и я командовал там всей погрузкой этого вагона, то
есть я был начальник конвоя. И вот Никита Сергеевич говорит, что тебя там могут
убить, а у тебя жена, дети и так далее. Он так тихо всё это проговорил, и я
сразу же улетел в сторону образа. Этот случай мне дал такую подпитку, после
чего я начал мечтать стать режиссёром кино. Николай Петрович Караченцов,
конечно, гениальный человек. Сейчас он, к сожалению, болен, но тогда с ним было
столько замечательных моментов. Он мне столько всего рассказывал – как он Юнону
и Авось играл, как к нему пришёл Марчелло Мастроянни и встал перед ним на
колени. Я считаю, что он потрясающий человек. Вообще у всех, с кем я работал, я
многому научился. И Михаил Михайлович Пуговкин, с которым мы играли в
спектакле, тоже много всего интересного рассказал: как они снимали «Иван
Васильевич меняет профессию», и там было такое, что я бы вообще никогда ни от
кого такое не узнал. При желании и подходящем случае я мог бы очень много рассказать,
с кем я виделся и работал. Мой учитель – Владимир Алексеевич Андреев, народный
артист Советского Союза, сам очень известный человек, но то, сколько вещей он
рассказал и скольких людей он знал, и с какими людьми мы с ним общались – это
настоящая кладезь. Он же меня и благословил на то, чтобы я в Читу поехал.
Однажды он мне сказал: «Коля! Меня в своё время благословил Георгий
Александрович Товстоногов на художественное руководство театром Ермоловой, а я
тебя благословлю». И вот так у нас пошла передача такая из рук в руки, то есть
ему Товстоногов передал, а мне Андреев. И это гениальные все вещи. То есть, я
баек столько могу рассказать!
- Ну и напоследок пару слов для читателей и зрителей
- Поскольку вас наверняка читают
потенциальные зрители, что я могу сказать? Я всегда говорю: приходите в театр,
не пожалеете. Мне кажется, театр – то пространство, которое возвышает человека,
возвышает над бытом. Просто иногда нужно отвлечься от сковородки и от гаража,
от закручивания огурцов и грибов, отвлечься на один вечер хотя бы, сходить в
театр и посмотреть, что бывает ещё и другая жизнь. Так что приходите в театр.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться