Это кладбище начало действовать в Чите в 1851 году и занимало довольно большую площадь, очерченную современными улицами Баргузинская, Столярова и Петровско-Заводская.
“Старочитинский некрополь был не только городской усыпальницей, он был частицей истории Читы, её культуры, ибо надгробные памятники - это не только дань уважения, но и произведения искусства, нравственная традиция, овеществленная в могилах. Серый и розовый камень, иной в виде ростральной колонны, другой - перевитой лианами пальмы, третий - развернутой книги - являлся малой архитектурой города мертвых, “третьей Читы”, как грустно называли его горожане, а выбитые на нём эпитафии и даты - своеобразной летописью “давно минувших дней”.” Такое описание старого кладбища мы нашли в сборнике “Чита историческая” под редакцией М. В. Константинова и А. И. Лыцуся, изданного в 2007 году.
Хоронили на старом кладбище и православных, и мусульман, и язычников. Однако увидеть сейчас те надгробные памятники, о которых говорится выше, невозможно. В 60-х годах кладбище подверглось уничтожению, в 70-е - из-за начавшегося на его территории строительства могилы разрывались, в том числе, мародерами. В научной статье Г. А. Жеребцова “Старочитинское и провинциальные кладбища Забайкалья” есть пример тех событий, когда председатель Читинского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры И.И. Кириллов обратился к прокурору города Читы С.М. Шифрину со следующими словами: «..В настоящее время на кладбище ведутся земляные работы, могилы вскрываются, останки погребенных извлекаются наружу, не перезахороняются, а растаскиваются и валяются на поверхности. Подростки собирают черепа, торгуют ими, поставляют за плату скелеты в мединститут и т.д. Все это вызывает недовольство граждан. Происходит явное надругательство над могилами...»
Интересен и тот факт, что какое-то время могильные памятники с этого кладбища служили плитами, которыми была вымощена площадь Декабристов в Чите. В 2017 году старую плитку убрали и заменили новой, уже без кладбищенского прошлого.
На старочитинском кладбище были захоронены люди, которые внесли большой вклад в развитие края и города Читы. Например, Дмитрий Михайлович Головачев - общественный деятель, ученый, руководитель читинского отделения Русского географического общества и Забайкальского краеведческого музея, являлся одним из учредителей газеты “Забайкальская новь”. Он умер в 1914 году, его могила, как и большинство на Старочитинском кладбище, была уничтожена.
Сейчас на территории старого кладбища - братские могилы иностранных пленных, которые погибли в Забайкалье в годы Первой мировой войны. Есть и мемориальный комплекс воинам, погибшим в боях у реки Халкин-Гол и умершим от ран в госпиталях. Совсем рядом с мемориалом - небольшая часовня. Как бы особняком и от мемориала, и от часовни стоит деревянный крест, возле которого лежат несколько плит с уже почти стершимися надписями. Есть и памятник с надписью, выполненной на языке, похожим на греческий.
Это кладбище, расположенное возле объездного шоссе, открыто в 1940 году. В 1994 забайкальский краевед Вера Антоновна Цивцивадзе составила путеводитель по этому кладбищу, куда внесены сведения о наиболее известных людях и схематично указаны места их захоронения. Многие захоронения относятся к периоду Великой Отечественной Войны. Многие из них подлежат государственной охране.
До 2001 года на кладбище был отдельный участок с захоронениями японских военнопленных. Их останки впоследствии были кремированы и вывезены в Японию.
Сейчас кладбище переполнено, об этой проблеме говорят уже давно, однако строительство нового кладбища еще не начато.
Братская могила японских солдат, которые погибли в боях за Читу в 1920 году, находится по ул. Петрозаводская неподалеку от юридического факультета ЗабГУ. На могиле воздвигнут белый обелиск. Историк Александр Лыцусь рассказывает, что японские воины с частями атамана Г.М. Семенова противостояли бойцам Народно-революционной армии Дальневосточной республики. “Жаркие бои шли в районе Черновских копей, Девичьей горки, по Романовскому тракту в Каштаке, а затем и на северных окраинах Читы. Тогда помощь японцев оказалась решающей и «белая» Чита устояла.” После подписания Гангутского соглашения японские войска вышли из города, оставив могилу соотечественников и обелиск на ней.
Позже неподалеку появился небольшой мемориал, посвященный японцам, погибшим в Забайкалье в XX веке. «Россия и Япония - ХХI век - век мира и сотрудничества». Памятник был установлен в 1998 году, а его создателем является японский скульптор Озаки Сейчи.
Вообще же, по некоторым данным, в Чите существует 8 кладбищ и почти все они переполнены... На самых “популярных” погостах уже нельзя хоронить - ни на Центральном кладбище, ни в Засопке, ни в Кадале, Но это уже совсем другая кладбищенская история…
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться