Главная
Отдыхаем
По душам
“Реальность слишком фантастична”: забайкальская писательница – о своём творчестве и победе на международном конкурсе
“Реальность слишком фантастична”: забайкальская писательница – о своём творчестве и победе на международном конкурсе
Марина Аницкая из Читы совсем недавно стала обладательницей международной премии по научной фантастике, а также – одного миллиона рублей. Писательницу выбрали из почти двух с половиной тысяч заявок! Пока Марина пребывала в особенно воодушевлённом состоянии после возвращения с церемонии награждения в Москве, мы успели поговорить с ней о её творчестве.
“Всегда есть смысл начать снова”
Марина, расскажите немного о себе. В каких жанрах вы преимущественно пишете? Может быть, занимаетесь чем-то еще?
Я пишу фэнтези, фантастику, мистику, ужасы, если говорить о прозе. А ещё – стихи. Если говорить о работе, то я преподаватель английского языка.
С чего начинался ваш путь как автора?
Я пишу с детства, и именно в этих жанрах (стихи и прозу). Это моё давнее увлечение.
Пишу фэнтези, фантастику, мистику и стихи, потому что, на мой взгляд, у реалистической прозы нет инструментария, чтобы говорить на интересные мне темы и решать интересные мне художественные задачи. Реальность вокруг нас для этого слишком фантастична.
Когда вы опубликовали своё первое произведение? О чём оно было?
Честно говоря, не помню, когда и где было опубликовано моё первое произведение. Кажется, это были какие-то очень беспомощные детские стихи, которые не сохранились, что очень хорошо (улыбается).
Недавно вы победили в номинации «Лучший рассказ для детей и подростков» на международном конкурсе. Расскажите немного о том, что это за конкурс, о своём участии в нём.
Конкурс "История будущего" организовала компания "Росатом", и он в этом году прошел первый раз. Огромная, конечно, благодарность организаторам за эту инициативу! Мне очень понравилась фраза, прозвучавшая на открытии: "Мечта отличается от стратегического планирования тем, что, когда вы мечтаете, вы улыбаетесь". Мне кажется, это так и есть. И, конечно, хочется, чтобы таких произведений было больше.
Фото: группа в ВК литературной премии в области фантастики “История Будущего”
О чём ваш рассказ «Гостья с Земли», с которым вы победили?
Мой рассказ, прежде всего – о дружбе, взрослении и о том, что будущее может быть совершенно не тем, как мы его себе представляем – но при этом всегда дающим новые возможности, прекрасные в своём разнообразии.
А ещё том, что, даже если кажется, будто случилось что-то необратимое, всегда имеет смысл начать снова.
Мне кажется, это будет актуально всегда. Хотя, конкретные ситуации, конечно, будут меняться.
С точки зрения «матчасти» – это рассказ, на который меня вдохновила история Генриетты Лакс и её клеток, из которых получилась культура HeLa (прим. ред.: Лакс умерла от рака в 1951 году, а на основе её биоматериала создали линию “бессмертных” клеток, которые используются в научных и лекарственных целях), с одной стороны. И биография Адалии Роуз, девочки, болевшей прогерией (прим. ред.: прогерия – генетическое заболевание, приводящее к преждевременному старению организма).
Именно эти реальные истории заложены в образы героинь – мне хотелось, с одной стороны, соединить тему «бессмертных клеток» и «болезни быстрого старения», а, с другой стороны, придумать, как могло бы выглядеть «и жили они долго и счастливо» для таких биографий.
Сложнее ли создавать детскую литературу, чем взрослую? Что важно учитывать, когда пишешь для детей?
Мне кажется, любую хорошую литературу создавать сложно (но интересно!) Но, конечно, у книг для детей есть своя специфика. Например, надо помнить, что они не знают того, что знаешь ты – взрослый. От каких-то "пасхалок" и шуток, которые детям уже просто не актуальны (у них другие мемы и другое чувство юмора), до какой-то проблематики, которая актуальна детям (но не актуальна взрослым), и наоборот.
Плюс, мне кажется важным отличать истории, которые пишутся для "внутреннего ребенка взрослого читателя" от историй, которые пишутся для "реальных детей". И те, и другие могут быть очень хороши, но они про разное. Настоящий ребёнок всегда хочет вырасти, настоящий подросток всегда считает, что он уже вырос, а вот Маленький Принц не может стать взрослым – только вознестись к себе на астероид обратно. Это истории про разное.
“Прелесть книг - в их интерактивности”
Как вы думаете, в достаточной ли степени развивается писательство в Забайкалье?
Мне сложно сказать, что значит "достаточно", но в Забайкалье есть прекрасные поэты - Екатерина Малофеева, Екатерина Пешкова, Ника Виноградова – которые принимают участие в литературном процессе на общероссийском уровне, и это прекрасно. Из детских авторов есть отличная сказочница Ирина Кушнир, например.
Наверняка вы и сами много читаете. Можете назвать несколько ваших любимых произведений?
О, их много! Из античности – Вергилий, из Средневековья – легенды о короле Артуре и Мерлине (особенно в изложении Гальфрида Монмутского и Роберта де Борона), все творчество Данте Алигьери.
Из англоязычной классики – "Повесть о двух городах" Диккенса, "Гордость и предубеждение" Остин, рассказы о Шерлоке Холмсе, "Алиса" Льюиса Кэролла, проза и поэзия Киплинга, военная проза Роальда Даля и Дансени.
Из фэнтези – конечно, Толкиен (особенно "Властелин колец", "Сильмариллион", "Повесть о Берене и Лютиэн" и малая проза) и Мэри Стюарт (трилогия о Мерлине).
Из русской классики — Гумилёв (стихи и проза), Пушкин, Булгаков, Бажов.
Из фантастики – Стругацкие (особенно "Понедельник начинается в субботу" и цикл о мире Полудня), Рэй Брэдбери (особенно "Вино из одуванчиков" и "Марсианские хроники), Дэн Симмонс и его "Гиперион" и "Падение Гипериона". "Ведьмак" Сапковского в переводе Вайсборта очень хорош.
Кто из современных авторов вам нравится?
Из относительно новых фантастов я очень люблю рассказы Теда Чана. Из фэнтези — цикл "Божественные города" Беннета. Из современной прозы из недавно вышедшего мне очень понравилась "Саспыга" Карины Шаинян. Да, и, конечно, нельзя не упомянуть Фёдора Сваровского с его поэмами про роботов и космических принцесс в изгнании.
Как вы думаете, грозит ли литературе сильный упадок в ближайшее время? Или люди люди и дальше будут продолжать с удовольствием читать книги? В чём, по вашему мнению, прелесть книг?
Я думаю, что прелесть книг – в их идеальной интерактивности. Каждая книга – это алхимический рецепт, по которому сознание читателя создает уникальный эликсир "из материала заказчика", того, что есть у читателя в сознании и воображении, в картине мира. Поэтому, я думаю, чтение и рассказывание историй – устно или письменно — никогда не устареет.
Мы благодарим Марину за интервью и желаем дальнейших творческих успехов и побед!
Фото: предоставлено Мариной Аницкой
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться