“Такой ДжаЯмми”: Артем Прасков - о страхе сцены, силе рода и смысле клипов

1
12.07.2022 / По душам
Музыкант ДжаЯмми (Артём Прасков) становится все популярнее и популярнее. Недавно на день города Читы ДжаЯмми выступил с командой на площади Ленина для почти пяти тысяч забайкальцев. Вместе с другими песнями ребята исполнили отрывок из нового трека «Банда во дворе». Во время выступления сотни зрителей зажгли фонарики на своих телефонах, чтобы поддержать музыкантов. И сегодня, 12 июля, состоится релиз трека и премьера клипа. Накануне Артем рассказал «Гуранке» про читинские бары, с которых всё начиналось, свой страх выходить на сцену, про настоящий смысл клипа “Туман” и про то, в чём он нашёл свою силу.
Фото: Артём Прасков (предоставлено Артёмом Прасковым)

Про «Банду во дворе» и сотни фонариков 

Только недавно «Банда во дворе» был наудачу исполненным отрывком из совсем ещё сырого трека. Сегодня я ехала в троллейбусе и услышала припев на рингтоне телефона у сидящего рядом парнишки. Отрывок песни мгновенно разлетелся и уже полюбился слушателям, хотя полностью песня, на тот момент, ещё не вышла.   

- “Банда во дворе”. Ты говорил, что очень быстро родилась эта песня. На дне города её впервые исполнили? 

- Да, буквально за несколько дней до прилёта, я был в Москве, дома (у меня домашняя студия маленькая) и там родилась эта задумка. Когда мы выступали с ней на площади Ленина, я исполнил маленький отрывок. Она не была готова до конца. Сняли с Баяром видео, где зрители достали фонарики и в такт махали. Это было круто, я не знал, что так прямо зайдёт.

Фото: предоставлено Артёмом Прасковым

- А расскажи про свою музыкальную «банду», кто ещё с тобой? 

- Мы втроём, либо вдвоём выступаем. Со мной на сцене выступает Юрец - это Юрий Рукоделов, диджей и гитарист. И выступает барабанщик Иван. Его творческий псевдоним Мэтт. Таким составом мы с 2020 года. 

Фото: предоставлено Артёмом Прасковым

«Нам дали 15 минут, чтобы придумать название»

- Как начинался ваш творческий путь? 

- Сам путь ДжаЯмми начался с 2016 года. Я тогда жил в Казани, потом в Москве, а потом вернулся в Читу. Мне было 25 лет. И у меня в музыке не было никаких продвижений. Это просто хобби было, ничего больше. В записи была парочка песен. Но если я включу, ты ужаснёшься, как всё начиналось.  

Уже потом, когда мы будем стоять на светофоре на улице Ленина, Артём спросит: “А хочешь послушать, как было?”. И я, конечно, соглашусь. Переходя дорогу, приложив динамик к уху, слушаю. И нет, не ужасаюсь. Это просто другое звучание. Другой текст, манера исполнения ещё без той изюминки, которую Артём нашёл позже. 

- И вот в 2016 я прилетаю в Читу, встречаюсь тут с товарищем, с которым мы раньше играли в разных рок-группах под другими названиями. Сидим в баре и обсуждаем, у кого как дела. Я говорю: «А давай, может, опять для прикола займёмся музыкой, будем выступать в Чите в барах?»

И вот решили, что будем выступать в две гитары, я буду петь. Тогда я уже написал песню «Город на Неве». А названия ДжаЯмми у нас ещё не было. Мы тут же подошли к управляющему бара, сказали, что мы музыканты, готовы выступать. Он говорит, ладно, давайте. 

- Как появилось название? И что означает?   

- Буквально на следующий день мне пишут с этого бара, что у них Чита.Ру будет проводить квартирник, мол, давайте с вами квартирник, Тёма, сделаем. Но надо название вашего дуэта. 

И вот мы с Ваней сидим, я у себя дома, он у себя и переписываемся. Я пишу: «Ваня, нам дали 15 минут, чтобы мы придумали название нашего с тобой дуэта».

Мы начали думать, кому что нравится. Я поклонник творчества Боба Марли, Ваня тогда был поклонником японской культуры. Мне и самому тоже нравится Азия. И мы решили, что-то в названии должно быть азиатское и что-то от регги музыки. 

И мы начали играть как в «Города». Началось со слова гвоздь. Ваня на Д должен был назвать. Так мы 10 минут переписывались и на трёх вариантах остановились: Амстердам Джа, Джа в Амстердаме и ДжаЯмми. Вот так и родилось название ДжаЯмми.

Потом мы начали выступать с Ваней по всем кабакам Читы, где только можно было. И пели мы чужие песни. Разные каверы: Жуки «Батарейка», Сплин «Выхода нет», Баста «Сансара». Короче, всем известные хиты в две гитары исполняли, назывались ДжаЯмми и понемногу внедряли свои песни.

Я очень тогда стеснялся выступать на сцене, петь свои песни. Ваня меня прямо заставлял. Я говорил: «Да никому они не нужны!» А Ваня говорил: «Нет, Артём, я не буду выступать, если мы не исполним пару своих песен». 

Фото: предоставлено Артёмом Прасковым

«Брал себя на слабо» 

- Как удавалось побороть стеснение? 

-Я всегда брал себя на слабо. Хоть тогда и стеснительный был до ужаса, боялся общаться с аудиторией, не хотелось выходить на сцену перед самым концертом. Я себе говорил: «Если ты не выйдешь, ты чё слабак, Артём?»

Я помню, с Ваней как-то выступали на концерте в Харатсе вдвоём. Пришло так много людей! И пришли крутые, на тот момент, читинские музыканты. Для нас они были авторитетами. И я боялся выходить на сцену, потому что они реально круто пели. А они пришли на нас посмотреть. И вот мы с Ваней стоим вдвоём возле барной стойки, боимся выходить и друг друга подбадриваем. Я говорю: «Ваня, да ладно, всё, расправляем крылья, выходим. Это наш день, наш бар, наша сцена, выйдем, и всё сделаем как надо». Выходили и делали круто. 

- Много выступлений понадобилось, чтобы почувствовать себя уверенно на сцене? 

- Очень много. Тут не только выступления, тут, своего рода, психотерапия понадобилась. Потому что была зажатость, я боялся двигаться на сцене, думал, что на меня смотрят все, как на идиота. 

- Когда говоришь психотерапия, ты имеешь в виду работу со специалистом? 

- Это выражалось, скорее, в общении с нужными людьми, которые направляли, подсказывали, в чём дело. Нужно было докопаться до самых недр, понять, почему есть страх сцены. Надо было познать себя. Понадобилось очень много выступлений, очень много терапии с самим собой. Много разных книжек, чтобы понять себя. 

Природа такая человеческая. Почему человек боится? Понятно, на сцену выйти - это же не прыгнуть с парашютом, там реальная угроза жизни, а здесь тебе ничего не угрожает. Но ты боишься, твой мозг думает, что это подобно смерти. А вдруг кто-то будет шептаться и будет говорить, что ты какой-то не такой? 

Сейчас этого, конечно же, нет. Сейчас с кайфом вылетаю на сцену. Но тогда понадобилось очень много выступлений. И в таких местах, Господи!

Фото: предоставлено Артёмом Прасковым

Выступали за тысячу рублей на двоих и два стакана пива 

Мы как-то выступали на Острове, у нас в Чите. И там был рок-бар ужаснейший, не помню уже его название. Маленькое помещение оклеено было баннерной тканью, а на ней распечатан кирпич, как будто бы кирпичные стены. 

Там была ужасная аппаратура, и сидели местные пацанчики, пили пиво, в куртках и шапках. И мы с Ваней пришли. Ваня был с дредами, а я с серьгами. Мы пели там песни, и нас хорошо воспринимали! 

Выступали тогда за тысячу рублей на двоих. И пиво нам ещё ставили. Ваня пил сок, а я его пиво забирал. Вот такие условия были. И я нисколько этого не стесняюсь, потому что это было очень круто! 

Я благодарен тем пацанчикам, которые на нас косо смотрели, потому что это была проверка. Либо ты встанешь и уйдёшь, испугаешься этого всего и больше не придёшь, либо ты сделаешь так, что эти люди,которые на тебя из-за того, что ты с серьгами, уже косо смотрят, после выступления тебе будут аплодировать, а потом пожмут руку и скажут: «Красавчик, молодец!» И вот это  значит, что ты сделал всё правильно. 

И вот в 2016 году организовали ДжаЯмми, путь по барам, по ресторанам, на свадьбах тоже выступали. Пели рок-хиты всякие, и это длилось год с лишним.

В 2018 году я уехал в Питер, мы с Ваней опять разделились. И в Питере у меня уже пошла такая идея, что мне мало акустической гитары, мне хочется нового звука.

Вот так вот 4 года я работал на разных работах, занимался музыкой, как хобби, никак не мог решиться окончательно взяться за это дело и развиваться, ленился, наверное, не верил в это. А в 2020 году как-то всё изменилось. 

- Что такого произошло? Что изменилось?

- Осознание произошло, что мне уже 28 лет и надо заниматься музыкой серьёзно, чтобы это была моя профессия. Я не хотел петь чужие песни в кабаках. Я хотел петь свои. И хотел, чтобы на мои концерты приходили люди. И тогда пришёл вопрос мне:  либо ты, Артём, занимаешься музыкой, поёшь свои песни, зарабатываешь на этом деньги и добиваешься своей мечты, которую ты давно себе придумал, либо ты оставляешь всё. 

«Я начал понимать, что устаю от рок-музыки»

- А какая мечта у тебя?

- Собрать стадион 65 тысяч. Это прямо мечта. Потому что я однажды увидел концерт Виктора Цоя, девяностый год, если я сейчас не ошибаюсь, 24 июня, стадион Лужники, он собрал 70 тысяч человек. Когда я увидел этот концерт в записи я офигел. Я был фанатом Цоя, и подумал, это будет моей мечтой. 

- Ты много говоришь про рок, что играли рок, что ты был фанатом Цоя. Но сейчас музыка, которую вы играете - это же не рок? 

- Нет, это не рок, это поп-музыка. 

- Как получился такой переход к поп-музыке? 

- Вообще, я считаю, сейчас не стоит музыку на жанры делить. Она, конечно же, сама поделится. Рок, попса - это всё-таки разные звучания. Но как-то у меня так сложилось. В октябре я выпускал альбом “Двушка в центре”, звучание там такое поп-роковое. Сейчас «Банда во дворе» выходит, это вообще такой хип-хопчик. 

Раньше я заморачивался сильно, что у меня песни разного жанра. А сейчас как-то не заморачиваюсь. В конце концов, я приду к чему-то одному, уже начинаю приходить. 

А раньше да, играли рок-музыку. Но я понял, чего-то не хватает мне в ней. Рокеры замороченные вообще люди, особенно рокеры старого поколения. Им надо, чтобы тексты были с глубоким смыслом. Сейчас, я считаю, наша жизнь сложная стала. И хочется разгрузиться, послушать музыку и не вдаваться в подробности, какой там глубокий текст. Я устаю от рок-музыки. И я ничего против не имею, но я начал понимать, что меня это начинает подгружать.

- Какая твоя самая «тяжёлая» песня, а какая самая «лёгкая»? 

- Самая тяжёлая, наверно, «Город на Неве», в 2016 году была написана. Я заметил за собой такую штуку: я пишу на будущее иногда. То есть, бывает, я пишу песню, и в будущем происходят со мной те события, которые я описал в песне. Вот «Город на Неве» это об этом.

Фото: предоставлено Артёмом Прасковым

- Что произошло после этой песни?

- Я писал песню «Город на Неве» об отношениях, которые не удались, и буквально, некоторое время назад у меня был разрыв отношений. Я понял, что я описывал всё это в песне. Такая история. Для меня «Город на Неве» - это тяжёлая песня. А самая лёгкая и позитивная -  «Чё по чём». Это простая, выдуманная история, но при этом она настоящая, в жизни много было такого у людей. А «Туман» - это вообще мой любимый трек, наверное

- Почему? 

- Я вложил в него душу, и когда я его писал, я не задумывался о том, будет ли это хитом? Я не пытался писать трек, чтобы его поняли люди. И вот каждый раз, когда я его первые нотки слышу, он у меня в сердце отзывается. 

- Судя по комментариям в сети, отзывается этот трек очень многим людям, причём, как молодёжи, так и людям постарше. В комментариях люди пишут, что вспомнили молодость, слушая этот трек. 

- А знаешь, почему ностальгию вызывает? Потому что я сам, когда песню писал, то описывал воспоминания 2015 года, лагерь «Парус». Там происходили со мной события: ночь, скамейка, мы вдвоём с девушкой, звёзды, и я помню, как мы сидим и туман стелется по траве. И это ностальгия такая. Песня была написана об отношениях, о которых я сожалел, но которые оставил в прошлом. 

- Я прочла комментарии под клипом «Туман». Очень много спрашивают: «А куда делся парень в клипе?» 

- На самом деле, это такой правильный вопрос, потому так и задумывалось концовку клипа оставить открытой, чтобы у людей вопрос возникал, а что с парнем? 

Много там комментариев таких: «Она что, его убила? Она что, его сожгла?» Один комментарий меня вообще убивает: «Я понял, он её отец, который вернулся с той жизни». Что-то такое. У каждого фантазия по-разному работает.

На самом деле, по режиссёрской задумке, он её фантом, допустим, брат, которого давно уже нет. Возможно, он где-то далеко от неё. Она его выдумала, чтобы набраться сил, уверенности и сбежать от того, что ей не нравится.

Она хотела бы, чтоб была поддержка. Мы видим в течение клипа, как он едет за рулём мотоцикла, она сзади, он гребёт вёслами на лодке, она на него облокотилась. Видим, как они вдвоём сжигают лодку. Еще они вдвоём ремонтируют мотоцикл. А в конце клипа всё то же самое делает она одна. Это не значит, что она его убила. Это значит, что его и не было. Она его выдумала, чтобы набраться сил, уверенности. 

Ещё там один момент есть, где дом горит, и мать пьяная лежит с сигаретой. Это не значит, что мать сгорела! Это девушка сжигает своё прошлое. Мы видим, что горит этот дом, горит стул, и мы видим фотографию в рамке, где этот парень обнимает её.

Возможно, он и был когда-то в её жизни. Она кладёт ему голову на плечо и  относится к нему не как к любимому мужчине, а скорее, как к старшему брату.

Фото: предоставлено Артёмом Прасковым

«Моя сила - в моих родителях»

- В одном интервью ты говорил, что сейчас у тебя такой возраст, что идёт переосмысление ценностей. Какие ценности сейчас для тебя выходят на первый план? Что меняется?

- Песня «По полям», которая недавно вышла - это песня-благодарность моим родителям, моей малой родине Чите, моим родственникам. Я писал её в Москве. Заскучал тогда очень сильно и понял, что всё-таки моя сила в моих родителях. Осознание какое-то пришло, что вот я искал эту силу везде, искал её в Азии, когда работал, искал её в любви, в женщине, которая рядом будет, а на самом деле моя сила в моих родственниках. 

- Что ты имеешь в виду, когда говоришь “сила”? 

- Вот мы все в этот мир приходим одни, но мы приходим с определённым каким-то генетическим кодом, который передали нам наши родители, а им их родители и за нами тысячи людей стоят. И когда мы пытаемся убежать от этого генетического кода, плохо общаемся со своими родителями, со своими бабушками, дедушками, с родственниками, пытаемся быть не такими, как они, когда мы не знаем свои корни, то по жизни нас начинает бросать, швырять, ломать. 

Бывает, человек родился в Чите, прожил всю жизнь здесь, провёл своё детство в деревне, вот как я в Ингоде, в посёлке за Домной. А потом он уезжает в Москву, ведёт себя как москвич, забывает свои корни, забывает своё прошлое. 

Я считаю, такие люди вряд ли станут счастливыми. И вот я раньше, честно признаться, пытался оторваться от этого всего, пытался быть не тем, кем являюсь, а в Москве, когда переехал туда, пришло осознание, что моя сила - мои родители, мои родственники, близкие друзья, моя малая родина. 

И написав песню «По полям», отдав эту благодарность, я ощутил большую силу внутри, энергию, поддержку. Я понимаю, что за мной стоит мой род. Это вообще дорогого стоит. 

Я стремился не к тем вещам, не те ценности у меня были. Стремился к какой-то славе непонятной, жить в Москве, быть другим. А в 31 год я осознал, что сила вот здесь, на этой земле. И поэтому, я сейчас стал чаще приезжать в Читу, и здесь я прямо сильно вдохновляюсь.

Фото: предоставлено Артёмом Прасковым

- Сколько раз пытался уехать? 

- Ой, много раз. Все эти отъезды начались у меня с тех пор, как закончил универ. Учился на специалиста по молодёжной политике. В 2014 году закончил, и мы с Иваном Саламатовым поехали в Китай.

Полгода мы там жили, играли музыку по клубам, путешествовали по Китаю. Потом в 2015 году работал здесь (в Забайкалье - прим. автора) в лагере вожатым, и потом мы с другим другом решили поехать автостопом по стране, снимали свой блог на ютубе. 

Думал, где-нибудь там останусь жить, но вернулся в Читу. Потом в 2016 году я жил в Казани и в Москве, вернулся в Читу. В 2018 году мы с девушкой уехали в Питер, вернулись в Читу. В 2021 году мы уехали в Москву с ней и там расстались. И я тоже на время вернулся в Читу. А вот сейчас уже с новыми мыслями, с новым осознанием дела живу в Москве. 

- Можешь ли ты сказать, что в музыке ты нашёл себя? 

- Сейчас, наверное, да. Метаний было очень много и совсем недавно. Где-то полгода назад я метался, не знал, какую музыку писать, куда, что. И вот как-то, видимо, вся эта работа над собой, терапия с самим собой привела к осознанию. 

- А если бы не музыка, чем бы ты занимался?

- Я занимался карате в детстве, и мой сенсей говорил: «Если бы да кабы во рту росли бы грибы» (смеётся). Ну, например, я люблю путешествия. Может, путешествовал бы и рассказывал об этом людям, может быть, был бы ведущим на телеканале о путешествиях. 

Кстати, один раз, когда мы путешествовали с товарищем автостопом и вели свой блог на ютубе «Автостопщики», с нами связался Первый телеканал. Они открывали тогда на кабельном телевидении телеканал дочерний от Первого - «Поехали». И хотели у нас выкупить «Автостопщиков», полностью все выпуски за смешные 50 тысяч рублей.

Мы им отказали, сказали, давайте мы лучше напишем сценарий второго сезона, вы профинансируете, и мы прокатимся по всей стране с Владивостока до Крыма. Они сказали, а давайте попробуем. Мы написали сценарий, и они почти одобрили, а потом пропали. Вот так. В Москве работают так, жёстко. Тогда мы не были готовы к этому. Наверное, если бы не музыка, я бы этим, может, и занимался. 

«Надо жить просто, не заморачиваться, знать своё дело и делать»

- Как развиваться начинающему музыканту?  

- Музыканту сейчас вообще все двери открыты, потому что сейчас есть интернет, куча соцсетей, можно достучаться куда угодно. Главное, быть уверенным в себе, но не преувеличивать это. Всегда работать над собой. И не звездить. Никогда не звездить! Если какой-то успех пришёл, знай, что можно ещё лучше, и есть люди, которые сделают ещё лучше. 

Начинающему музыканту ни в коем случае нельзя останавливаться на одном жанре, потому что жанры все - это вопрос моды и времени. Верить в себя и не бояться обращаться к людям за помощью. Ну и быть благодарным. 

Я смотрю, какие молодые люди сейчас стали ходить по городу. Интересная, яркая такая молодёжь. Ко мне во дворе ребята подошли. Они меня узнали и спрашивают: «Можно с вами сфоткаться?» Я говорю: «Я хотел сам с вами сфоткаться, вы такие интересные, прикольные!» И они вежливые, от них энергетика такая светлая идёт. 

Раньше я писал депрессивные песни, и сам был личностью депрессивной, любил пострадать по любви по какой-нибудь, поразмышлять где же Бог, и где же наша Вселенная? 

А сейчас считаю, что надо жить просто, не заморачиваться, знать своё место, знать своё дело, плыть по течению и делать. Плыть по течению не значит ничего не делать, наоборот, делать, но поменьше думать, доверять Вселенной. 

Люди любят залезть в дебри и себя загнать. И я раньше такой был. Писал песни с сумасшедшими текстами, их нет в записях, но были тяжелые такие тексты, глубокие. Потом я понял, что я сам с этого сгораю, меня это не наполняет, а высасывает. А это должно меня наполнять. Потому что музыка - это как бы моё дополнение. И я начал себя перекраивать. Тяжелая работа, тяжелый путь, но сейчас я понимаю, что уже на финише и сейчас всё поменялось, и музыка поменялась. Музыка стала лёгкая, и она даёт людям позитивную энергию, не загружает их.

1 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

21.07.2022 06:38   Гость_mari 1102
В наше время очень мало людей которые могут хорошо исполнять музыку и песни творчество Артема и его группы считаю очень достойным. Песни крутые клип на песню Банда во дворе просто огонь. Да может быть еще нужно время чтобы покорить вершины музыкального олимпа но у них все получится я в этом уверена. Удачи вам парни в своих начинаниях я в вас верю
В наше время очень мало людей которые могут хорошо исполнять музыку и песни творчество Артема и его группы считаю очень достойным. Песни крутые клип на песню Банда во дворе просто огонь. Да может быть еще нужно время чтобы покорить вершины музыкального олимпа но у них все получится я в этом уверена. Удачи вам парни в своих начинаниях я в вас верю
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных