Путину сказал: “Денег надо”
Борис Николаевич сам открыл дверь. Высокий, статный, глаза добрые, ясные – трудно поверить, что в феврале этого года ему исполнилось восемьдесят лет. Рядом с ним жена – такая же светлая, как и её супруг.
Борис Николаевич сам открыл дверь. Высокий, статный, глаза добрые, ясные – трудно поверить, что в феврале этого года ему исполнилось восемьдесят лет. Рядом с ним жена – такая же светлая, как и её супруг.
В 1963 году я закончил Читинский педагогический институт и был направлен работать в Балейский район, где преподавал математику. Через некоторое время стал учителем Тарбагатайской железнодорожной средней школы № 5 в Петровск-Забайкальском районе, где уже преподавал физику. После, отслужив в армии, был приглашен в Петровск-Забайкальский в среднюю школу № 6. Именно здесь я получил первую и самую важную для себя награду – грамоту за отличную подготовку учащихся Новосибирской Академии наук.
Став директором средней школы №3 города Петровск-Забайкальский, первым в Читинской области создал межшкольные мастерские, которые после выхода постановления правительства стали базой для открытия учебно-производственных комбинатов. И вплоть до 1980 года успешно трудился уже в качестве директора учебно-производственных комбинатов.
Но так случилось, что в 1980 году меня перевели в Могочу на должность директора детского дома. Условия были плохие, может быть, даже худшие в области: дети с задержками умственного развития, абсолютная разруха.
Постепенно я понял, что классическая система детских домов не удовлетворяет нужды детей, да и не вполне соответствует потребностям общества. Выпускники детских домов очень часто оказываются неприспособленными к жизни. Социализация происходит только в семье. В стандартном детском доме воспитанники не знают, что такое труд: образно говоря, чай они видят только сладкий и картошку только в пюре. Их одевают, кормят, а сами они не умеют рассчитывать расходы, не знают цену вещам.
В 1988 году я вышел с предложением о создании семейных детских домов по типу крестьянской общины. Проект получил название «Крестьянское детское фермерское хозяйство», и уже через год была организована первая экспериментальная семья. Мы построили дом, поселили туда десять детей (потом их стало двенадцать), подобрали воспитателей. Дети вместе со взрослыми облагородили приусадебную территорию, завели корову, поросят и кур, стали работать в огороде и помогать вести домашнее хозяйство. Опыт оказался успешным – через три года у нас уже было девять таких семей.
Проект живет до сих пор. В Могоче остались люди, которые им занимаются. Но, к сожалению, уже не в том объеме и не так.
Конечно, поддерживала! В то время я жил весь в работе. Весь наш дом, воспитание наших детей – всё держалось на ней. Отдыхал я редко, а последние десять лет вообще не был в отпуске. На море не были никогда. Так что своей семьей я занимался мало, всё было на её плечах.
Звание «Народный учитель» в Забайкальском крае имеют только два человека, и Вы – один из них. Расскажите, пожалуйста, о своей награде и о церемонии награждения.
Это было 21 января 2002 года в Екатерининском зале Кремлевского дворца. Вручал награду Владимир Владимирович Путин. После награждения он спросил меня, что нам нужно. Я ему прямо сказал: «Денег нужно». А денег тогда не было, сами знаете, какие времена были. Но Владимир Владимирович мне все равно очень понравился, приятный человек.
Фотографий вот только нет, есть лишь распечатка из «Учительской газеты». Здесь три учителя: я (справа), директор московской школы и директор из Подмосковья. Вот, стоим, шампанское с Путиным пьем.
Судить могу по своим внукам: современное образование изменилось. У нынешней системы есть свои плюсы и свои минусы. К положительным сторонам отнесу насыщение процесса обучения техникой и современными методами преподавания. К минусам: школа перестала заниматься воспитанием детей, теперь это образовательная услуга. Что такое «услуга»? Заказал сапоги, и тебе их сшили? Да и услуга, видимо, не очень качественная, раз огромным спросом пользуются репетиторы.
Еще одним минусом считаю принижение статуса учителей. К сожалению, очень упало уважение к профессиональной деятельности учителя со стороны родителей. Причем такая тенденция зарождается на государственном уровне. Это фильмы, демонстрирующие негативный образ учителей, это отношение министерств и ведомств.
От министерств хотелось бы любви к простому учителю, такого внимания, какое уделял этому вопросу бывший руководитель читинского областного отдела народного образования Геннадий Гаврилович Филиппов, собравший материалы обо всех династиях учителей нашего края. Книга «Атлас учительских династий Забайкалья» включает в себя описание жизней многих людей, которые всю свою жизнь посвятили образованию. Есть здесь и страницы, посвященные нашей семье.
Я бы посоветовал искать середину между требовательностью и любовью. Без требовательности никуда. Но и уважение к ребенку также должно лежать в основе. Учитель должен понимать, что труд ребенка сравним с трудом ученого, с ежедневными открытиями. К этому нужно относиться с уважением, как и, в свою очередь, ребенку нужно уважать работу учителей.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться