Главная
Отдыхаем
По душам
“Я понимаю, что на верном пути”: учитель начальных классов - об опыте работы с особенными детьми
“Я понимаю, что на верном пути”: учитель начальных классов - об опыте работы с особенными детьми
Учитель - это один из самых важных людей для каждого человека, ведь это авторитет, помощник, проводник в мир знаний. И своего первого учителя каждый из нас помнит с особой нежностью. Но мы все в своём большинстве нормотипичные дети в прошлом. А вот что если маленький человечек - еще и с особенностями? И для него сделать даже простые движения - сложно, не говоря уже о больших успехах в образовании. Тогда роль педагога взлетает просто до небес, ведь каждый успех - это огромный путь. Как помогает преодолевать такие сложные пути учитель начальных классов, тьютор Екатерина Калегина - в материале Анастасии Михайловой.
Екатерина Андреевна расскажите о своём опыте работы с детьми ОВЗ?
С детьми с ОВЗ я начала работать с сентября 2022 года с ребятами из 4 класса, которые уже отличались некоторой самостоятельностью, были адаптированы к обучению в классе. Мне оставалось направлять их, помогать в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения программы.
С сентября этого года в классе новые дети с ОВЗ - первоклассники. С ними, конечно, проводится более плотная работа.
Фото: предоставлено Екатериной Калегиной
Как вы занимаетесь с ними в группах?
Работа в группах - неотъемлемая часть работы с детьми с ОВЗ. Она способствует повышению уровня их коммуникации, социализации. В основном, конечно, работа в группах проходит в форме игры, в ходе которой развиваются моторика, внимание, мышление. Причём с ребятами с ОВЗ часто играют нормотипичные дети, что помогает развитию и тех, и других. Ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные, учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.
Как можно попасть к вам на занятия?
Помимо работы в школе, я занимаюсь с детьми вместе с Плащеватой Евгенией Александровной в группе дополнительного образования "Логоритмика", где дети играют, поют, танцуют, где развивается и запускается речь с помощью музыки и движений. На такие занятия можно попасть, написав в личные сообщения нашей группы ВКонтакте.
Поделитесь, по какой методике вы с ними работаете?
Обучение с детьми с ОВЗ должно быть основано на интересе, успехе, доверии, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, поэтому выбрать какую-то одну методику преподавания невозможно. Надо сказать, что количество методик в работе постоянно увеличивается. Как раз это и позволяет сделать процесс обучения более успешным и интересным.
Расскажите успешные примеры адаптации таких детей в детском коллективе?
В этом учебном году я познакомилась с тремя новыми детьми с ОВЗ.
Почти за 8 месяцев обучения в школе у каждого случились свои успехи в меру особенностей каждого. Кто-то научился брать предметы, кто-то стал повторять движения, а кто-то начал считать. Все они с удовольствием идут в школу, посещают внеклассные мероприятия, встают на гимн.
Сколько у вас таких учеников?
Сейчас я работаю с четырьмя детьми с ОВЗ.
Скажите честно, с такими детьми сложно работать? Что лично для вас тяжелее всего в общении и работе с такими ребятами?
Конечно, работать с ними сложно. Не знаешь, что ожидать в определённый день или час, ведь в силу особенностей каждого из них может меняться не только настроение, но и поведение. Главное в работе с такими детьми - не бояться их, а стараться помочь, понять. Наладить контакт - самое главное, ведь нужно заслужить доверие таких учеников, чтобы продуктивно работать с ними. В общении с такими детьми сложнее всего понять, чего они хотят, ведь часто они не могут выразить эмоции, а особенно если ребёнок невербальный, эта задача усложняется. Ведь нельзя узнать не только настроение или отношение к какому-либо виду деятельности, но и просьбу.
Мамы охотно идут на такие занятия, не боятся?
Каждая мама переживает и беспокоится о своём ребёнке. Это нормально. Новая обстановка, новые люди и правила. Тем более если мы говорим о детях с ОВЗ.
Но бояться не стоит, это лишнее.
Главное - соблюдать все рекомендации и не гнаться за результатом. У кого-то он придет быстро, у кого-то вообще может что-то так и не получиться, к сожалению. Но не нужно из-за этого расстраиваться. Просто нужно верить в своего ребёнка и всячески помогать, но в тоже время не навредить этой самой "заботой".
Ведь мир каждого ребенка индивидуален и уникален по-своему. Нужно это понимать и принимать.
Как давно вы уже этим занимаетесь?
Занимаюсь с детьми с ОВЗ я на протяжении почти двух лет. И с каждым днём, видя результаты учеников, их большие пытливые глаза, я испытываю всё большую радость за их успехи и понимаю, что на верном пути.
Наш проект “Солнечная улица” начал свою работу прошлым летом и с каждым месяцем рубрика пополняется новыми специалистами, которые работают с особенными детками. Цель этого проекта показать мамам и папам, которые столкнулись с таким диагнозом у своего ребенка, что не всё потеряно, надежда на светлое будущее есть. Портал “Гуранка” надеется стать для вас агрегатором всей полезной информации по этой теме.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться