“Я понимаю, что на верном пути”: учитель начальных классов - об опыте работы с особенными детьми

0
11.05.2024 / По душам
Учитель - это один из самых важных людей для каждого человека, ведь это авторитет, помощник, проводник в мир знаний. И своего первого учителя каждый из нас помнит с особой нежностью. Но мы все в своём большинстве нормотипичные дети в прошлом. А вот что если маленький человечек - еще и с особенностями? И для него сделать даже простые движения - сложно, не говоря уже о больших успехах в образовании. Тогда роль педагога взлетает просто до небес, ведь каждый успех - это огромный путь. Как помогает преодолевать такие сложные пути учитель начальных классов, тьютор Екатерина Калегина - в материале Анастасии Михайловой.

Екатерина Андреевна расскажите о своём опыте работы с детьми ОВЗ?

С детьми с ОВЗ я начала работать с сентября 2022 года с ребятами из 4 класса, которые уже отличались некоторой самостоятельностью, были адаптированы к обучению в классе. Мне оставалось направлять их, помогать в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения программы.

С сентября этого года в классе новые дети с ОВЗ - первоклассники. С ними, конечно, проводится более плотная работа.

Фото: предоставлено Екатериной Калегиной

Как вы занимаетесь с ними в группах?

Работа в группах - неотъемлемая часть работы с детьми с ОВЗ. Она способствует повышению уровня их коммуникации, социализации. В основном, конечно, работа в группах проходит в форме игры, в ходе которой развиваются моторика, внимание, мышление. Причём с ребятами с ОВЗ часто играют нормотипичные дети, что помогает развитию и тех, и других. Ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные, учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Как можно попасть к вам на занятия?

Помимо работы в школе, я занимаюсь с детьми вместе с Плащеватой Евгенией Александровной в группе дополнительного образования "Логоритмика", где дети играют, поют, танцуют, где развивается и запускается речь с помощью музыки и движений. На такие занятия можно попасть, написав в личные сообщения нашей группы ВКонтакте. 

Поделитесь, по какой методике вы с ними работаете?

Обучение с детьми с ОВЗ должно быть основано на интересе, успехе, доверии, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, поэтому выбрать какую-то одну методику преподавания невозможно. Надо сказать, что количество методик в работе постоянно увеличивается. Как раз это и позволяет сделать процесс обучения более успешным и интересным.

Расскажите успешные примеры адаптации таких детей в детском коллективе?

В этом учебном году я познакомилась с тремя новыми детьми с ОВЗ. 

Почти за 8 месяцев обучения в школе у каждого случились свои успехи в меру особенностей каждого. Кто-то научился брать предметы, кто-то стал повторять движения, а кто-то начал считать. Все они с удовольствием идут в школу, посещают внеклассные мероприятия, встают на гимн.

Сколько у вас таких учеников?

Сейчас я работаю с четырьмя детьми с ОВЗ. 

Фото: ru.freepik.com

Скажите честно, с такими детьми сложно работать? Что лично для вас тяжелее всего в общении и работе с такими ребятами?

Конечно, работать с ними сложно. Не знаешь, что ожидать в определённый день или час, ведь в силу особенностей каждого из них может меняться не только настроение, но и поведение. Главное в работе с такими детьми - не бояться их, а стараться помочь, понять. Наладить контакт - самое главное, ведь нужно заслужить доверие таких учеников, чтобы продуктивно работать с ними. В общении с такими детьми сложнее всего понять, чего они хотят, ведь часто они не могут выразить эмоции, а особенно если ребёнок невербальный, эта задача усложняется. Ведь нельзя узнать не только настроение или отношение к какому-либо виду деятельности, но и просьбу.

Мамы охотно идут на такие занятия, не боятся?

Каждая мама переживает и беспокоится о своём ребёнке. Это нормально. Новая обстановка, новые люди и правила. Тем более если мы говорим о детях с ОВЗ. 

Но бояться не стоит, это лишнее.

Главное - соблюдать все рекомендации и не гнаться за результатом. У кого-то  он придет быстро, у кого-то вообще может что-то так и не получиться, к сожалению. Но не нужно из-за этого расстраиваться. Просто нужно верить в своего ребёнка и всячески помогать, но в тоже время не навредить этой самой "заботой".

Ведь мир каждого ребенка индивидуален и уникален по-своему. Нужно это понимать и принимать.

Как давно вы уже этим занимаетесь?

Занимаюсь с детьми с ОВЗ я на протяжении  почти двух лет. И с каждым днём, видя результаты учеников, их большие пытливые глаза, я испытываю всё большую радость за их успехи и понимаю, что на верном пути.

Наш проект “Солнечная улица” начал свою работу прошлым летом и с каждым месяцем рубрика пополняется новыми специалистами, которые работают с особенными детками. Цель этого проекта показать мамам и папам, которые столкнулись с таким диагнозом у своего ребенка, что не всё потеряно, надежда на светлое будущее есть. Портал “Гуранка” надеется стать для вас агрегатором всей полезной информации по этой теме.

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных