«Яма» по-забайкальски: какими были читинские дома терпимости в XIX веке?

0
20.05.2024 / По душам
О древнейшей профессии по всему миру сказано уже немало. В разные времена это явление провоцировало негативное к себе отношение, однако есть немало примеров, когда работа публичных домов не запрещалась государством. Взять хотя бы “Яму” Куприна, где подробно описан быт данных “заведений” в те времена, когда их деятельность считалась законной. А как обстояли дела с домами терпимости в Чите?

Основную информацию о публичных домах Читы можно найти в книге краеведа Владимира Лобанова “Старая Чита”. Он предполагает, что дома терпимости активно работали в Чите уже в 1875 году. Городские власти такой деятельности не препятствовали, обосновывая это тем, что в то время в Чите было мало девушек для замужества. Работа публичных домов контролировалась, в общем-то, так же, как и в остальной России: заведениям выдавались лицензии, а “жрицы любви” должны были регулярно обследоваться у врача, чтобы в городе не возникало вспышек венерических заболеваний.

Фото: скриншот из телесериала “Куприн. Яма”, 2014

Читинские публичные дома располагались в нескольких районах. Например, неподалеку от церкви Декабристов - на Камчатской и Охотской (прим. ред.: совр. ул. Декабристов) улицах. Заведения, расположенные там, предназначались для “приличной публики”. 

Также дома терпимости находились в районе Ононской и Петровской улиц. Славились они тем, что там были преимущественно иностранки. Вот что пишет об этом Лобанов: “Здесь "работали" девицы из Японии и обслуживали, как японских и китайских граждан, так и солдат и мастеровых из Дальнего вокзала, приезжавших сюда специально. Ходили к ним и мещане.” 

Еще одним местом расположения публичных домов был район Сенной и Сухой улиц. “Здесь публика была попроще - приезжие крестьяне и солдаты с казаками из ближних казарм.” 

Но больше всего домов терпимости, по словам Лобанова, располагалось на Сенной площади на “Теребиловке”, между городом и рекой Читой. 

В 1908 году в Чите насчитывалось 7 таких заведений, а проституток - 55, из которых 20 были иностранками. Эту информацию мы нашли в научной статье Т. В. Паликовой. Исследователь основывалась на данных Государственного архива Забайкальского края. 

Фото: скриншот из телесериала “Куприн. Яма”, 2014.

Как же девушки попадали в эту “профессию”? Конечно, распространенными факторами были материальные трудности или нежелание трудиться другим способом, но нередко в домах терпимости оказывались и обманным путем. Такие примеры были и в Чите. В статье той же Паликовой говорится: “...три девушки (крестьянки А.К. Шероглазова, Т.Н. Селецкая, А.И. Яковлева) были наняты в Иркутске двумя компаньонками для работы в качестве прислуги в богатые дома Читы, где по прибытии оказались проданными в дом терпимости Матвеева (1904). Еще одна «девица несовершеннолетняя» приведена обманным путем в дом Кузиной и силой удерживалась там в течение 3 месяцев”. 

Публичные дома делились на разряды. В Чите преобладали заведения 2 разряда, а первый публичный дом 1 разряда был открыт в Чите в 1909 году. В нем насчитывалось семь девиц. 

Лобанов пишет: “Читинские проститутки не были такими развязными и низкопробными, как в других городах России, и высоко ценились. Неоднократно в Читу приезжали вербовщики на хорошо оплачиваемую работу во время Ирбитской и Нижегородской ярмарок. К чести наших девиц только одна из двадцати соглашалась уехать на такую работу.”

Фото: скриншот из телесериала “Куприн. Яма”, 2014.

Больше всего внимания публичные дома привлекали к себе в “смутные” времена, например, в период революции. Девицы в это время оказывались одним из самых незащищенных слоев общества. “Дома терпимости громили по ночам, требуя девиц и водки в любое время. У них часто бывали перестрелки, их поджигали” (В. Лобанов, “Старая Чита”). В такие времена горожане, дома которых находились рядом с “заведениями”, обращались к властям с требованиями перенести бордели в другое место. Но до дела так и не доходило. 

В 1917 году Комитет Общественной Безопасности принял решение упразднить публичные дома. Этим вопросом занялся известный в Чите революционер Н. Н. Жуков. “Вскоре, 30 июня 1917 года, в одном из таких домов состоялось собрание тридцати русских и семидесяти японских проституток. Часть из них решили бросить работу и уехать, другие согласились пройти регистрацию и остаться на жительство в Чите. Для них было решено организовать швейные мастерские, купить им машины. Местные власти решили помочь иностранным девицам. Им выдали деньги на дорогу. Такое полюбовное решение не устроило японских проституток, ведь они, приезжая в Забайкалье, никак не могли предположить, что в нашем городе будет революция и одним решением будут ликвидированы все дома терпимости. Японский консул в связи с этим встречался с руководителями города и городской милиции и пытался добиться отмены решения КОБа, однако безуспешно.” 

Но эти решительные действия не искоренили проблему полностью. Еще долгие годы власти боролись с тайной проституцией и незаконной продажей алкоголя. В середине 1920-х годов произошла вспышка венерических заболеваний, заражались даже дети. Для борьбы с болезнями открыли венерологический диспансер и стационар. Ситуация с тайной проституцией улучшилась лишь к 30-м годам XX века. 

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

Пока нет ни одного комментария. Станьте первым!
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных