«Жизнь всего одна. Даже у кошки»: как читинец стал дизайнером в крематории

3
26.02.2019 / По душам
В какую-то маятную ночь 2011 года мне приснился страшный сон про моего друга Пашку Бабкина. Будто ходит он среди покойников, но не на кладбище, а лежат они ровными рядами, между которыми он гуляет и внимательно их рассматривает. Никогда б не смогла я подумать тогда, что сон этот собственно говорит только о том, что в скором времени мой друг – выпускник читинского педагогического института, факультета художественного образования свяжет свою жизнь со смертью. Сейчас Павел работает дизайнером в Новосибирском крематории и Музее мировой погребальной культуры при нём.
Павел Бабкин дает интервью телеканалу «Пятница»

«Я работаю на самом творческом «кладбище» России»

- Павел, как получилось, что ты связал жизнь с такой интересной профессией? 

Его величество случай! Я только вернулся с Владивостока, и искал работу. Встретил на улице старого знакомого, который поинтересовался, занят ли я, и довольно завуалировано предложил рисовать на камне, сначала я подумал, что это как то связано с «ювелиркой», и согласился на встречу с работодателем. Все прояснилось, когда я приехал по адресу в Сухую падь. Меня взяли в подмастерье к человеку, который вручную переносил портреты усопших на тяжёлый холодный камень. Так я попал в похоронку. Ну, а вообще  работаю я всю жизнь художником или дизайнером, вне зависимости от направления.

Потом я поступил в магистратуру в Иркутске, специальность - архитектура. Как дома строятся я не представлял на тот момент, поэтому выбрал тему строительства кладбищ, написав исследовательскую работу на тему "Архитектура кладбищ, в условиях полиэтничности Прибайкалья", защитился на отлично, после чего решил продолжить свои исследования в погребальной теме и попробовать свои силы в работе в Новосибирском крематории - месте, которое казалось мне центром похоронной культуры в России. Таким это место и оказалось.

Часть экспозиции Музея (аквариум – гроб – проект Бабкина П.)

- Что входит в твои обязанности в крематории?

- После подачи резюме я познакомился со своим будущим шефом - Якушиным Сергеем Борисовичем. В ходе собеседования, он взял меня на должность в рекламно-информационный отдел дизайнером. Так я стал работать на все похоронные проекты своего руководителя, который помимо Крематория и Музея мировой погребальной культуры, имеет завод по производству ритуальной продукции, крупнейшую международную похоронную выставку "Некрополь", а так же центр обучения и повышения квалификации работников похоронной отрасли.

Часть экспозиции

Дядька  он идейный, затейник ещё тот, поэтому скучать не приходится. Как он любит говорить - мне не нужны курицы, которые несут одни лишь яйца, поэтому я делаю все, что мне поручат, от укладки асфальта, до высадки сосен в парке. В первую очередь в мои обязанности входит дизайн и реализация всей печатной продукции - баннеры, верстка журнала "Похоронный дом", различные буклеты, каталоги и брошюры, интернет - баннеры, короче, все, что связано с цифровым дизайном в холдинге.

- Почему тебе нравится, если нравится, твоя работа?

Моя работа мне нравится по причине того, что в этом нестандартном месте я могу воплощать свой творческий потенциал, не теряя интереса к похоронной культуре. По сути, я работаю в самом творческом "кладбище" в России. Только это не кладбище, а крематорий с колумбарием. Кладбище под собой подразумевает земельные захоронения. Тут же  культура прощания намного выше, чем в обычных похоронных домах в России, к горюющим относятся с особым трепетом, чтобы не навредить и без того не устойчивому психическому состоянию. А еще - где ещё в России можно заказать похоронный лафет, запряженный конями, выполненный по чертежам 19 века? Тут и уникальный музей с мировой историей похорон и траура. В общем, это похоронный театр, направленный на преодоление страха смерти. Не нравится работа только по причине разногласий в методах исполнения поставленных задач, но это бывает у всех, вне зависимости от места работы, поэтому  данный факт брать во внимание не стоит.

«Церковь – это тоже театр, а после смерти наступает «ничего»

- Не было ли у тебя страхов и суеверий, касающихся твоей работы?

У меня, совершенно случайно, появился интерес к похоронной теме, об этом я говорил ранее. Оказывается, хотя это очевидно, только лишь 25 процентов населения Земли могут спокойно относиться к смерти и похоронам, людей, которые реализуют себя в этой сфере, ещё меньше. В общем, у меня был интерес, интерес, в первую очередь, ко всему мистическому, больше всего хотелось узнать, что после...

И вот, уже 10-ый год пошел с тех пор, как я попал в «похоронку», вел беседы со многими заслуженными деятелями похоронной отрасли, а также с обычными рядовыми работниками, пытался найти ответы у священников различных конфессий, пытался понять, что хотят донести экстрасенсы и прочие эзотерики. Ответа вразумительного я не получил, поэтому все больше склонен к тому, что после смерти наступает - ничего. Так проще жить, с моей точки зрения, можно жить в свое удовольствие, не беспокоясь за то, что тебя ещё кто-то после смерти судить возьмётся. В общем, я снял крест, и против крещения ребенка. Т.к. церковь тоже театр, у которой сторонники кремации отнимают прибыль, поэтому они так яростно выступают против предания тела огню. Читаю Докинза, слушаю Невзорова, и нахожу для себя ответ, а точнее изложенные на бумаге или в устной форме умозаключения, к которым пришел самостоятельно. Верить нужно науке, но и она не открывает всей правды. Поэтому я  ещё остаюсь агностиком, а не вступаю в ряд атеистов. Если то, во что верят миллиарды людей на планете - это заблуждения (я про религию), то уж и в суеверия, и предрассудки мне не суждено уверовать.

Здание крематория

- Твоя научная деятельность, насколько я знаю, тоже связана с вопросами смерти? Какими проектами ты занимаешься?

- Эх... (вздыхает). Забрал я документы из аспирантуры, с одной стороны - грустно, с другой - я сбросил с себя этот тяжкий гранит науки и чувствую себя великолепно. По сути  - я сдал все кандидатские минимумы, и мне осталось лишь дописать диссертацию, выпустить пару научных публикаций в ВАКовских журналах и выходить на защиту. Но я  - реалист, и понимаю, что я этого делать никогда не стану. Ну а так, да, буду продолжать исследования в сфере погребальной архитектуры. У меня вообще дикая любовь к монументальному искусству, устанавливаемому в местах захоронений, есть даже термин, определяющий пристрастия таких людей - тофофилия.

Я писал диссертацию на тему "Многоуровневые здания и сооружения похоронного назначения", идея заключалась в том, чтобы разработать и внедрить на территории России - высотные здания кладбища, с учётом всех конфессиональных особенностей населения, с целью экономии земельных ресурсов. Такая практика встречается в мире повсеместно, особенно в странах с небольшими территориальными площадями. Может, встречали в интернете или в кино - многоуровневые склепы, где гробы помещают в бетонных стенах друг над другом. Но, к сожалению, эта идея для России является утопией, и дело не в том, что наша родина широка и необъятна, а в менталитете населения. В Европе кремацию продвигали с 19 века, и теперь в 21 веке практически в каждом городке стоит крематорий, некоторые города использую тепло выделяемое в процессе кремации для отопления кварталов или же маленьких городов. Вот это я понимаю польза! У нас кремация была узаконена ещё в СССР, но только с недавних пор количество крематориев в России перевалило за 10. Люди открещиваются от кремации, именно открещиваются, т.к. думают, что именно в земле нужно дожидаться страшного суда. Короче, для внедрения кладбищ в виде зданий потребовалось бы ещё как минимум 150-200 лет.

- Какие интересные события и мероприятия в связи со своей профессией ты посетил?

- Я побывал в следующих российских городах во время командировок: Хабаровск, Екатеринбург, Магнитогорск, Кемерово, Томск, Красноярск, Санкт-Петербург, Москва (бесчисленное количество раз). Зарубежные командировки - Минск и Дубаи. Во всех городах, где бы я ни был, по работе или вольному перемещению, я всегда посещаю самые крупные кладбища и крематории, если они там имеются. Мечта попасть на кладбище в Милане или Пьер-Лашез в Париже. Будучи в Москве присутствовал на прощании и похоронах Жанны Фриске и Натальи Крачковской. Ну а так ежегодно принимаю участие в подготовке региональных и самой крупной похоронной выставке в Москве.

Колумбарий

«Сознание – на облаке, а тело – в микрочастицы»

- Были ли какие-то курьезные случаи на работе?

- Внутри работы курьёзов полно, ну а так, чтобы это было интересно читателям - не знаю... Как-то раз к нам в прощальный зал к назначенному времени сторонняя организация привезла тело не того усопшего. Конечно, у собравшихся был шок и последующие прощания из-за этого сбились. Вины нашей в этом не было, т.к. кремировать к нам привозят все «ритуалки» города, там они  перепутали фамилии и как следствие - людей. Ну, это же ужас, а не весёлый случай, поэтому курьёзным его назвать нельзя.

- Что вдохновляет тебя в работе?

- Как сказал мой преподаватель по УПК: «Меня с 8 класса ничего не впечатляет». Он был прав отчасти и относительно меня. Вдохновение приходит ко мне лишь в тех случаях, когда мне дают свободу мысли и творчества. К сожалению, работая в системе, приходится укладываться в определенные границы и рамки, четко выполняя поручения единственного заказчика на протяжении 5 лет. Безусловно, и в этих рамках приходится искать вдохновение, правильно полагать, что это путешествия, и выставки, расширяющие профессиональный кругозор.

- Какие перспективы в будущем открываются для людей в этой теме?

- Смотря, какое будущее себе представлять. Видели сериал «Чёрное зеркало»? Там была серия с оцифровкой сознания и перемещения его на облако, возможно, нас ждёт нечто подобное, а тело в свою очередь будет утилизироваться лазером или сжатием до микрочастиц. Возможно, люди, так жаждущие обрести бессмертие, добьются своего, возможно, изобретут некий эликсир, а возможно, все органы, выходящие из строя, будут заменены на искусственные, таким образом - профессия «похоронщика» в том виде, в котором она живёт сейчас, себя исчерпает. Как сложится будущее, остаётся только догадываться, но очевидно, что грядут большие перемены.

Катафалк

- Напоследок - пару мыслей для наших читателей. 

Я думаю, для большинства людей, которые изредка задумываются о смерти, это интервью и так натолкнет, пусть не на позитивные, но на очень важные и глубокие мысли. Самое ценное, что есть в жизни - это время и здоровье. Эти ресурсы исчерпаемы, их нельзя купить или «обмануть», поэтому стоит задумываться - на что и ради чего мы их тратим. Жизнь всего одна, даже у кошки, и это великое чудо, что она была дарована космосом, судьбой, всевышней силой, родителями, в конце концов. За всю историю человечества никто не вернулся с того света и не рассказал, что будет дальше, пускай это лишает надежды, но это говорит о том, что мы должны жить здесь и сейчас. Memento mori.

3 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

26.02.2019 08:41   Гость_Даня
Прикольно.Психодел такой
Прикольно.Психодел такой
Ответить
26.02.2019 11:18   Гость_Лера
Офигеть. Как круто. Даже не подозревала. Какой прикольный чувак
Офигеть. Как круто. Даже не подозревала. Какой прикольный чувак $#D83DDE03#$
Ответить
28.02.2019 04:05   Гость_Анна
Да уж. Я бы не смогла в такой сфере работать, но прекрасно понимаю, что кто-то должен же. У меня мурашки от всего такого
Да уж. Я бы не смогла в такой сфере работать, но прекрасно понимаю, что кто-то должен же. У меня мурашки от всего такого
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных