О том, как безболезненно раскрыть секреты Деда Мороза и подготовить ребенка к принятию правды, нашим читателям расскажет Наталья Малинина, детский психолог центра «Лад».
О том, как безболезненно раскрыть секреты Деда Мороза и подготовить ребенка к принятию правды, нашим читателям расскажет Наталья Малинина, детский психолог центра «Лад».
Детям-дошкольникам необходима вера в сказку. Дети верят в сказочных героев: Человека-паука, Джедая и тп. Они понимают, что это сказочные персонажи, в то же время верят, что они реально существуют. Сказки помогают малышам познавать мир и верить в хорошее, в доброту этого мира.
На мой взгляд, одна из важных составляющих истории о Дедушке Морозе, который дарит подарки – это образ доброго волшебника, который любит ребенка безусловно. То есть, Дед Мороз – символ безусловной любви. Ты можешь получить подарок просто потому, что ты есть, не смотря ни на что, просто по праву своего существования. Это наполняет ребенка чувством собственной значимости и любви. Именно поэтому хочу обратиться к родителям. Не манипулируйте ребенком и не говорите ему, что “если ты будешь себя плохо вести, не будешь собирать игрушки, не выучишь буквы или стишок про елку – не получишь подарок от Деда Мороза». Поскольку это транслирует противоположную установку: тебя можно любить, ТОЛЬКО ЕСЛИ… Ты достоин подарка, ТОЛЬКО ЕСЛИ… Это травмирует ребенка, влияя на качество взрослой жизни.
Еще один плюс – это письма Деду Морозу. (Писать может взрослый со слов ребенка, а малыш при этом может рисовать подарок для Деда Мороза). Письма помогают ребенку рефлексировать, т.е. подводить некие итоги года. Малыш может рассказать, что научился в этом году запускать воздушного змея, попробовал кататься на роликах, участвовал в танцевальном фестивале, поймал вместе с папой огромную рыбу… а в следующем году хочу попробовать научиться делать трюк на роликах (тем самым ребенок может учиться строить планы на следующий год). Не стоит здесь ожидать или требовать от ребенка «высоких достижений», дайте возможность (помогите в случае необходимости) выразить просто то, что его самого впечатлило, что его самого порадовало, что было интересно. Это помогает укреплять своё внутреннее Я, проводить анализ, лучше себя понимать, слышать свои потребности и идти за ними (к сожалению, очень многие взрослые не умеют этого).
Нет определенного возраста, когда нужно однозначно рассказать о новогоднем волшебнике. Не рекомендую напрямую говорить ребенку об этом. Если ребенок еще не догадывается, то не стоит пытаться разрушить сказку своими руками. Лучше, чтобы дети постепенно выходили в реальность из сказочного представления. В дошкольном возрасте (в среднем до 6 лет) детям хочется верить в Деда Мороза, и мы можем спокойно поддерживать эту веру, пока ребенок в этом нуждается. Дождитесь первых подозрений и вопросов, и если вы считаете, что пора «раскрыть карты», действуйте. Чаще всего сомнения в истинности Деда Мороза появляется у детей в 7-9 лет.
Для начала скажу, что если вы считаете, что ребенок еще мал, и хочется продлить ощущение сказки, но ребенок задает вам вопросы из разряда: «Почему на разных елках разные Деды Морозы?», тут подходит всем известный вариант - у Деда Мороза много помощников (такие вопросы чаще задают дети 5-6 лет).
Другой вариант: можно спросить: «А ты хочешь сам верить в Деда Мороза? Он существует только для тех, кто в него верит». И до определенного возраста этого будет достаточно.
Если ребенок 7-9 лет настойчиво спрашивает: «Мама, это же вы сами кладете подарки под елку?!» И вы видите по своему чаду, что он уже давно сомневается и полон скепсиса, то здесь не стоит обманывать. Можно говорить: «Ты знаешь, Дед Мороз только для малышей, а ты уже стал большой. Я вижу это по твоим поступкам. Да, теперь мы с папой сами дарим тебе подарки, чтобы продолжить традицию. А для малышей есть Дед Мороз, они в него верят и это здорово, потому что это же сказка». Мы не говорим ребенку, что мы тебя обманывали, а говорим, что мы играли в сказку, хотели создать для тебя волшебство и чудо, ведь это так радовало тебя. Большинство детей спокойно проходят стадию разочарования в Деде Морозе (что его нет). Если вдруг ребенок будет ярко выражать свои эмоции (грустить, сердиться), не бойтесь этого, просто будьте с ним рядом, обнимите его и посочувствуйте ему примерно так: «Да, понимаю, ты расстроен, да, ты не ожидал и рассердился/огорчился». Можно рассказать про себя, как вы сами в детстве верили в Деда Мороза.
Еще вариант ответа: «Я очень любила Деда Мороза в детстве и мне хотелось подарить тебе ощущение новогодней сказки, которое я так обожала сама, когда была маленькой».
Многие дети когда заподозрили правду о том, что подарки приносят близкие, превращаются в настоящих сыщиков и проводят свое «расследование»: идет проверка шкафов и других укромных мест, аккуратно задаются вопросы и в определенный момент ребенок понимает, что его подозрения были не напрасны. И в этот момент чаще всего дети испытывают восторг. По ощущениям и эмоциям это похоже на то, когда ребенок выиграл в сложной игре, нашел клад. Тут главное подыграть ребенку. Он восхищается своим умом, проницательностью и умениям. Он смог разгадать, разоблачить. Он умнее взрослых. И это прекрасное знание и представление о себе самом.
Если ребенок пришел домой расстроенный, узнав правду от других, важно спокойно поговорить с ребенком и объяснить, что если Деда Мороза нет, это не означает, что больше нет и праздника. Родителю желательно заранее подготовиться к такой ситуации и продумать план того, что можно сказать ребенку (например, из того, что мы уже обсуждали). Кроме того, нельзя высмеивать и обесценивать переживания ребенка (например, не говорите: «Ну подумаешь…это же ерунда/мелочь…, давай заканчивай рыдать…»). Если по-доброму поговорить и дать ребенку прожить свои чувства (с принятием дать возможность погоревать) - я не думаю, что у детей пропадёт доверие к родителям из-за того, что они не рассказали им правду о Деде Морозе. Тема базового доверия гораздо шире, она строится на системе детско-родительских отношений, стиле воспитания, формирования чувства безопасности, принятии, любви и множестве других факторов.
Опять же поговорить с ребенком: «Ты стал большой и я могу поделиться с тобой одной тайной. Ты же давно подозревал, что что-то странное происходит с Дедом Морозом, что все они – это переодетые взрослые. И на самом деле сейчас, так как ты уже вырос, ты можешь сам сделать то же самое. Ты можешь сам стать Дедом Морозом. Ты можешь сам сделать кому-то приятное, сделать кому-то подарок. Давай попробуем подумать, какой подарок может порадовать твою сестренку или папу, или твою подружку. Мы подготовим подарок и положим под елку. Только мы не будем говорить, что это мы. Это означает, что мы будем для них Дедом Морозом». Попросите старшего о помощи. Раз теперь он взрослый, пусть не разочаровывает малышей и помогает вам устраивать праздник для них. Расскажите, что вы нуждаетесь в его помощи. Ему будет приятно ваше доверие.
Чаще всего дети с радостью включаются в это. Они чувствуют собственную значимость и с удовольствием становятся творцами чужих ярких положительных эмоций.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться