“Готовьте ваши денежки”: что такое “черная пятница”?
Шопоголики на низком старте, считанные часы остались до безумия под названием “черная пятница”. Ну а “Гуранка” разбирается: откуда же взялось это явление и что оно нам сулит?
Откуда пошло понятие “черная пятница”?
В 1960-х годах после Дня благодарения центр американского города Филадельфия замирал в многочасовых пробках из-за желающих пройтись по магазинам, что отрицательно сказывалось на бизнесе и приводило к ухудшению криминогенной обстановки. Вплоть до 1980-х годов понятие "Черная пятница" имело негативный оттенок, однако потом ситуация начала меняться. Современная трактовка этого термина в английском языке более позитивная – связана с идиомой «in the black» (т.е. «положительный баланс», в противоположность «in the red»), подразумевая что многие продавцы «выйдут в плюс» в этот день.
На данный момент этого дня ждут с нетерпением и селлеры, и покупатели. В 2019 году это событие произойдет 29 ноября по всему миру, в том числе и в России, куда эта традиция пришла относительно недавно вместе с широким распространением интернет-шопинга.
Это праздник или нет?
“Чёрная пятница” не является официальным праздником, но многие работники в США в этот день берут отгул, за исключением сотрудников розничной торговли, так как в этот день поток покупателей существенно возрастает. В “чёрную пятницу” магазины открываются очень рано — около 5 утра, а некоторые крупнейшие торговые сети — даже в полночь. Первым покупателям предлагаются серьёзные скидки — от 50 до 80 % — это делается для того, чтобы привлечь в магазины как можно больше покупателей.
Почему такие скидки?
Причин тому несколько:
- освобождение складов под новые коллекции;
- возможность получить хорошую рекламу и заработать репутацию;
- желание получить прибыль.
Если взять первую причину, становится понятно, почему некоторые магазины продают вещи ниже их себестоимости — им невыгодно держать не пользующиеся популярностью товары на складах.
Вторая причина тоже понятна: продавцы готовы работать без прибыли, чтобы существенно расширить базу клиентов. То есть по сути это вклад в рекламу и будущие доходы.
Третья причина — получение прибыли. На это нацелены недобросовестные селлеры, играющие на азарте покупателей: не каждый способен отследить динамику цены и оценить, насколько реальна скидка. Этим часто злоупотребляют продавцы на Aliexpress.
Можно ли вернуть товар?
Ещё одна важная отличительная черта Чёрной пятницы – товар, приобретённый в этот день, вернуть в магазин (по любой причине) считается дурным тоном. Поэтому и процент возврата покупок невелик, что также на руку продавцам. Но и покупатель остается в выигрыше, ведь многие заранее планируют покупки и приобретают их в “чёрную пятницу” с большой выгодой. А под скидки в этот день попадают практически все категории товаров, от продуктов питания до бытовой техники. Самыми ходовыми традиционно остаются электроника, одежда и игрушки.
“Черная пятница” в России
В России “чёрная пятница” проводится с 2013 года. Но, в отличие от аналогичного события в США, товары со скидками в нашей стране продаются в основном через Интернет. Но ассортимент от этого не страдает, со скидкой можно купить: электронику и бытовую технику, спортивный инвентарь и книги, одежду и обувь, аксессуары и товары для детей, игрушки и подарки, предметы интерьера и текстиль, оптику и флористику, ювелирные изделия и зоотовары… На нескольких российских сайтах концентрируется, анализируется и предоставляется покупателям информация о скидках в интернет-магазинах и магазинах физических. Покупателям остается только выбирать, сравнивать и оперативно оплачивать товары. В акции уже участвуют многие популярные торговые сети и российские магазины. Так, в российской “чёрной пятнице” 2014 года приняли участие около 5 млн. человек, а её хитами стали электронная техника, которой отдали предпочтение 50% покупателей, и одежда/аксессуары – 28% покупок. И хотя по величине скидок мы пока уступаем нашим западным соседям, но и сама акция для нашей страны – явление ещё весьма новое. И у неё, кстати, есть свой «кодекс чести». По словам организаторов Чёрной пятницы, все интернет-магазины, желающие принять в ней участие, обязаны следовать нескольким правилам: цены должны быть максимально снижены; товар должен быть в наличие в достаточном объеме; перед началом “чёрной пятницы” запрещено повышать цены на ассортимент.
Советы тем, кто собирается воспользоваться “черной пятницей”
- Без бюджета никуда. Для того, чтобы не оказаться «счастливым обладателем» ненужных вещей лучше сразу запланировать сколько денег и на что вы собираетесь потратить.
- Не откладывайте. Запомните: запасы товаров в «Черную пятницу» ограничены! Поэтому, если нашли хорошее предложение на нужный вам товар — раздумывать и сравнивать некогда.
- Размер имеет значение. Как показывает практика, пользователи часто оказываются в тупике, когда нужно быстро выбрать свой размер. Избежать этого можно заранее измерив или уточнив свои параметры.
- Будьте первым. Чем раньше вы окунетесь в “черную пятницу” – тем больше у вас будет шансов найти действительно нужную вещь по очень приятной цене. Ну, а если удача вам все же не улыбнулась – огорчаться не стоит, ведь вас ждет еще «киберпонедельник»: это первый будний день после “черной пятницы”, когда интернет-магазины предоставляют не менее внушительные скидки.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться