«Логан»: Смерть и немного любви
На экраны вышел последний фильм о Росомахе с Хью Джекманом. Гуранка пребывает в уверенности, что этот фильм надо посмотреть всем – в особенности тем, кто считает комикс развлечением для детей.
О чем история
2029 год. Мутантов в мире почти не осталось, а новые не рождаются.
Логан, умирающий от отравления адамантием, работает
водителем лимузина и как может заботится о 90-летнем профессоре Ксавье. Однажды
к нему обращается женщина, умоляя отвезти ее дочь в Северную Дакоту…
Что в этом хорошего
«Конечно, это сюжет не для девятилетних: вряд ли им будет приятно
наблюдать за Росомахой, который не хочет больше быть Росомахой. Но мы снимали
взрослый фильм о жизненном опыте и смерти, а еще о ценности жизни и о том, как
ее определить. Таких фильмов все-таки мало», - золотые слова Хью Джекмана об
этом фильме, который в той же степени принадлежит ему, как и режиссеру Джеймсу
Мэнголду. «Логан» действительно такое кино, которое следует смотреть взрослым –
и не только из-за оторванных рук и голов. Дело прежде всего в тематике, которая
последние годы и не ночует в кинокомиксе: старость, беспомощность,
ответственность перед настоящим, которое уже не починить, и будущим, которое
рычит и скалит клыки.
Оценить это все в полной мере может только зрелый человек. Помнится,
когда вышел первый трейлер «Логана», обещавший нам тяжелую драму на месте
традиционных поскакушек, этому мало кто поверил. Но сегодня в кинотеатрах идет
именно то, что нам обещали – серьезная и болезненная драма о мире, в котором
первое поколение умирает в одиночестве, второе потеряно, а третье беспризорно и
озлоблено. И раз так – то нельзя купить яхту и жить посреди моря, не причиняя
никому зла. Этот рефрен все время отсылает зрителя к "Достучаться до небес",
хотя и непроизвольно, наверно - скорее зрительский контекст, чем режиссерский.
Как и "Дитя человеческое".
Совсем другое дело «Шейн» - классический вестерн о том, что твои
убитые рано или поздно убивают тебя. Этот фильм больной и старенький Чарльз
Ксавье и звереныш Лора смотрят вместе в краткий миг тишины, и становится
понятно, что силой профессора всегда был не его всемогущий и умирающий теперь
мозг – а его доброта, которой он щедро делится теперь с девочкой, умеющей
только убивать. Логан – тоже в своем роде Шейн, которому не дано успокоиться
даже тем, что в деревне больше нет бандитов. В реальном мире - если ты
пытаешься быть ковбоем и спасти фермеров, у тебя не выйдет. Если ты пытаешься
бежать - тебе некуда. Если ты умираешь - то навсегда. Все, что ты можешь - это
всего лишь все, что ты можешь. Убийства не спасут мир, но это знание может
спасти детей от привычки убивать.
Джексон играет именно это – сурового, усталого самурая, бродячего
ковбоя без семьи, который ищет службы до самой смерти. Патрик Стюарт играет
именно это – предел возможностей, распад сверхсилы и тихий свет души. Дафни Кин,
фантастически для такой юной актрисы балансирующая на грани между невинностью
ребенка и отвратительной яростью убийцы, попадает зрителю в сердце, как пуля. И
все это кино полностью выносит из головы прежнее представление о кинокомиксе
как о развлечении, как о веселых картинках с красивыми убийствами. Потому что
комиксы, в том числе про Росомаху – тоже по сути дела далеко не всегда «веселые
картинки».
Что в сухом остатке
Такого кинокомикса вы еще не видели. Возможно, не все истории о
супергероях надо рассказывать именно так. Но история Росомахи, какой она была
последние 17 лет, закончилась на верной ноте: всепобеждающий супергерой
возможен только в черно-белом мире, который скучен даже комиксу. В реальном он
умирает от ран, которые бесконечно копятся, и от того, что сжирает его изнутри.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться