«Общество начинает «щипать»: «Гуранка» ломает стереотипы о современных цыганских женщинах

1
09.04.2019 / Праздники
1
1
8 апреля цыгане всего мира отмечали свой национальный праздник. Корреспондент «Гуранки» встретилась с тремя представительницами этого таинственного народа, чтобы узнать, как живут забайкальские цыганки сегодня.

Пышная юбка, и не одна, а сразу пять, как у героини знаменитого советского фильма, бусы в три ряда и непременно цветок в волосах. Да, да, именно такими некоторые из нас до сих пор представляют цыганских женщин. Они воруют золото, детей и наводят порчу на прохожих – тоже стереотипы, но похуже. В действительности же современные цыганки имеют мало общего с киношными Радой, Кармелитой и Эсмеральдой. «Гуранка» побеседовала с тремя представительницами «русска рома» и лично убедилась в том, что это любящие жены, заботливые мамы, яркие и талантливые женщины, которые строго чтут традиции предков, оставаясь прогрессивными и открытыми всему новому.

«Собачья» работа     

Начиная работать над этой статьей, я не боялась, что меня сглазят, ограбят, похитят. Гораздо больше меня волновало, как поднять в нашем разговоре неприятные вопросы, связанные с подобного рода  домыслами и стереотипами, при этом не обидеть моих собеседниц.

«Проглотив» на одном дыхании книгу «Цыгане Забайкалья», я решила, что «созрела» для встречи с одним из ее авторов - Ольгой Ивановой.

У подъезда многоэтажки меня встречает мальчик:

- Здравствуйте, вы – журналистка?

Получив утвердительный ответ, двенадцатилетний Миша открывает дверь, галантно пропуская меня вперед. «Внук у вас, Ольга Павловна, – настоящий джентельмен», - хочу сказать вслух, но отвлекаюсь – «грозный» охранник породы керри-блю-терьер  приветствует меня звонким лаем. Для своих – просто Моня, по «паспорту» - Лачи Мири, любимица в переводе с цыганского.

В квартире одной из самых известных представительниц забайкальских цыган нет ни ярких ковров, ни подушек из красного атласа, словом, никакого «цыганского шика», навязанного кино и сериалами вместе с другими стереотипами, преследующими этот все еще загадочный для нас народ.

Невольно жду, что навстречу мне вот-вот выскочат и другие четвероногие домочадцы, все-таки я в гостях у создателя и долгое время бессменного руководителя клуба любителей собак «Фауна».

- У меня было две собаки, одну отдала близкой подруге, когда умерла ее собака, - отвечает Ольга Павловна, укрощая неугомонную Моню.  

Ольга Иванова – личность разносторонняя и многим в нашем крае известная. Руководитель цыганской организации «Романи черген» и артистка одноименного ансамбля, писатель и профессиональный собаковод.

- Когда меня спрашивают, кто я по профессии, я всегда теряюсь, потому что за мою длинную жизнь их было много. По первой специальности я – биолог-охотовед, училась в Иркутске. После окончания работала в крупном охотничьем хозяйстве под Новосибирском. Вернувшись в Читу, возглавила клуб служебного собаководства при ДОСААФ, потому что по профессии я - кинолог. Работала в уголовном розыске. Я не рассказывала? Семь лет была  начальником питомника служебных собак. Работа интересная была, но пришлось уволиться после того, как я получила тяжелую травму при исполнении. Потом долгое время трудилась  на станции юннатов, у меня там был кинологический кружок. Из всех кружков он был самый многочисленный и самый интересный: походы, работа с собаками. Мы передали войскам много животных.  Детки, которые у меня когда-то занимались, получали знаки «Отличник погранвойск» за высокий уровень подготовки собак. Когда я оттуда уволилась, организовала клуб «Фауна». Проработала в нем 25 лет. Передала молодежи, но они сделали из этого коммерческую структуру. Клуб сейчас работает 2 часа в неделю, а раньше работали 6 часов в день. Сейчас я, в основном, пишу.

- Что вас привело в вашу основную профессию?

- С самого детства я любила собак. У нас класс дружный был, мы собираемся до сих пор, и даже сейчас мои подруги говорят: «Ты единственная из нас, кому удалось осуществить свою мечту». Все же тогда, в основном, поступали, как говорится, в «пед» и в «мед».

- Женщина-кинолог – уже редкость, а представительница цыганского народа, к тому же на руководящей должности в органах – вообще из ряда вон. Мы привыкли, что цыганка – это – мать большого семейства, во всем покорная мужу. Как родители отнеслись к вашему желанию строить карьеру, да еще и учиться отпустили в другой город?

- У меня в семье никаких возражений против моего обучения не было. Мать знала, что я всю жизнь любила животных. Вот они меня и отправили в Иркутск, в 14 лет я уже из дома уехала.

- И все-таки, как же они вас так легко отпустили?

- Мои родители были интеллигенцией в первом поколении. Мама – родом из Астрахани, выросла в большой бедной семье, была старшей. Отец ей сказал: «Заканчиваешь школу и идешь работать, детей кормить надо». Тогда она написала письмо Сталину: «Хочу учиться, но нет возможности». Это было незадолго до войны. Как она потом рассказывала, пришли два человека: «Были у них серые шляпы и серые лица, - Почему, спрашиваю, лица серые? -Так не спали люди, работали». Отец стоит бледный, как стена. Тогда ведь какие времена были, страшно. Они, видимо, узнали, что училась она хорошо. Сказали: «Стране нужны специалисты, девочка умная, почему учиться-то не даете?». Объяснили им ситуацию. Говорят: «Поможем». И стали они после этого получать паек: пшено, кусочек сала, сухари и сахар. Мама поступила в медицинский институт, закончила его. В госпитале пограничников проработала больше 40 лет. Была врачом-окулистом.

«Цыгане часто скрывают свое происхождение»

- Действительно ли цыганам часто приходится скрывать свое происхождение, чтобы построить успешную карьеру?

- Цыгане часто скрывают свое происхождение, особенно интеллигентные. Пока я училась, об этом не заходило речи. С ребятами переписываюсь, говорят, никто на это не обращал внимания. А когда я поступила работать в милицию, конечно, не нужно было об этом говорить. Фамилия Иванова, внешность больше русская. Девушке-цыганке, если она имеет типичную цыганскую внешность, на работу устроиться очень трудно. У нас многие цыгане пишутся русскими.

- Чем же тогда они зарабатывают на жизнь?

- Очень много цыган, особенно в сельской местности, держат скот. Мужчины таксуют. Девки наши на рынке работают, многие сейчас уже свои бутики имеют. Девочка одна - фармацевт в аптеке. Кто-то, у кого есть образование, по специальности умудряется устроиться. Образованные родители и детей стараются выучить. У нас есть мальчишка один, говорит: «Мне бабушка после 6 класса сказала, хочешь учись, хочешь – нет». В русской семье этого представить невозможно.

- Не могу не спросить: в районе «Сувениров» цыгане, особенно в теплое время года, продают мобильные телефоны. Многие считают, что ворованные. Мол, вытащил из кармана у прохожего, и тут же другому продал.

- Ну что они каждый год партию телефонов и бензопил воруют? Нет, конечно. Едут в Китай, закупают большими партиями дешевый товар и здесь его продают. Это влахи - тоже цыганская национальность. Они приезжают из центральной России. Девки у них попрошайничают, в основном.

- То есть, наши, забайкальские цыгане, к этому бизнесу отношения не имеют?

- Нет. Это было бы смешно. Свои пройдут мимо, посмеются над ними. Зачем это надо? Многие у нас гадают. Но не на улицах. К ним приходят домой. Есть и такие, кто засчет своей внешности хорошо зарабатывает.

Как карта ляжет

- Мне всегда было интересно, гадание – это дар или чистой воды психология, когда человеку говорят то, что он хочет услышать?

- Дар, безусловно, есть. Но есть он далеко не у всех. Есть такие, кто гадает, а я-то для себя знаю, что гадать они не умеют. Делают вид.

- А как этот дар ощущается? Возникают образы, как любят показывать в кино?

- Нет, наверное, не образы. Сложно сказать. Оно откуда-то берется. Я, например, применяю и современные методы, особенно, если речь идет о здоровье. Показать?

В руках Ольги Павловны два изогнутых металлических стержня. Слышала, что их называют бионергетическими рамками. Стою «по струнке», как на осмотре у терапевта.

- Голова у тебя болит часто. Особенно справа.

Верно.

После полной «диагностики», Ольга выносит вердикт. Удивительно, но во многом она права.

- А вот старинное гадание, - разворачивает цветастый шерстяной платок, - Гадальный круг современный, сделан по образу старинного. Здесь камни, здесь каштаны, здесь – карты. А это - амулеты делать разные.

Дело в юбке

Гадание – самая известная из цыганских традиций, которых так много у этого народа. Значительная их часть переходит от поколения к поколению и строго соблюдается по сей день, другие – канули в лету либо значительно смягчились с течением времени.

Так, например, женская юбка у цыган издревле считалась вещью «скверной», поскольку нижняя половина тела женщины, с которой она соприкасалась, является «нечистой». Наказать обидчика цыганка могла, всего лишь ударив его подолом юбки. «Оскверненный» на некоторое время отлучался от табора. С ним не общались, не ели за одним столом, пока он не «очистится».

В наши дни отношение к этому предмету женского гардероба изменилось, как, впрочем, и сами юбки.

- Сейчас уже не носят такие индараки  – широкие, с большой оборкой.  Это только концертный образ. А раньше, конечно, это считалось позором для мужчины, если женщина его юбкой хлестнула.

- Говоря о цыганках, многие до сих пор представляют образ этакой Кармелиты в пышной юбке, красной блузке с широкими рукавами и непременно с цветком в волосах. Что на самом деле носят современные цыганские женщины?

- Во-первых, длинные юбки. Современных фасонов, но длинные. Бывает, молодые девчонки надевают короткие, но, мне кажется, это осуждается.

- А брюки?

- Крайне нежелательно. Юбку покороче еще можно надеть, а брюки  - нет. Сама стараюсь носить их только в крайних случаях.

- На вас шикарные янтарные бусы. Опять же, традиционно цыганки предстают перед нами с рядами бус на шее, в крупных серьгах, браслетах. Понятно, что раньше женщина старалась носить на себе «сбережения» на черный день. Сегодня любовь к украшениям осталась?

- Эти бусы - старинные. Конечно, мы очень любим украшения. Многие из них передаются по наследству.

У девушки - честь, у женщины - верность

- Изменился стиль, мировоззрение, род деятельности. А какие обычаи цыганские женщины чтут так же строго, как много лет назад?

- Девочки у нас все целомудренными замуж выходят. Бывают случаи. Но у цыган этого не скроешь. Если она не девушка, уважаемые цыгане на свадьбу не придут. Обязательно выносят брачную простынь. У нас ее калачом сворачивают и на блюдо кладут. А на западе, я видела, на кнуте выносят.

- Цыганская свадьба – это отдельная тема…

- Как проходит свадьба у русских? Как правило, один день. Гуляет чаще молодежь и родители, возможно, ближайшие родственники. У цыган не так. Приходят все: от древних старух, которых уже ведут, - их радостно встречают, обнимают, - до самых маленьких ребятишек. Женские и мужские столы - отдельно. Если русские присутствуют на этой свадьбе, им так же ставят отдельный стол. Молодежь присматривает за ребятишками. Девочки знают, что это их обязанность. Ребята помогают обслуживать мужские столы, девушки – женские. Большинство цыган традиционно, по крайней мере, не напиваются. Я вообще замечаю, что едят и пьют они очень умеренно. Недавно была у нас свадьба, три дня шла, за эти три дня видели троих пьяных – среди них ни одного цыгана.

- Цыганки по-прежнему выходят замуж совсем юными?

- Бывает, но не часто. Года четыре назад у нас девочка вышла замуж, ей - 15, ему - 14. Во-первых, как у русских, так и у цыган, женихов не хватает. Бывает, девочка выходит замуж и в 23, и в 25, при этом она должна быть целомудренной.

- Если женщина остается одна, есть ли у нее шанс выйти замуж снова?

- У нас есть цыганки, которые развелись и снова вышли замуж. И я думаю, что в этом виноваты именно мужчины. Потому что они ведут себя вольно. Даже по сравнению с русскими. У цыган всегда было принято: мужик что хочет, то и делает. А женщину дома не видно и не слышно. Конечно, когда они в компании, они активны. А дома подчиняются мужу. Как правило, разводятся, потому что либо он нашел себе кого-то, либо уехал и пропал.

«Цыгане 21 века хотят учиться»

Удивительная чистота – первое, что я замечаю, едва переступив порог просторного дома. Эту чистоту видишь, чувствуешь, осязаешь. Она в запахе свежести с едва уловимыми нотками лимонами, в ровно расставленных скромных предметах быта, в потоке света, проливающемся из больших окон.

Хозяйка приветливо встречает меня, усаживает за большой деревянный стол, успевая помешивать кипящий в большой кастрюле обед. Я тем временем знакомлюсь с четвероногим обитателем этого дома. Мягкая, цвета абрикоса, шерстка так и просится, чтоб ее погладили.

- Раньше цыгане коней разводили, а сейчас, вот видите, собак, - улыбается Анжелика Шванова. Артистка ансамбля «Романи черген», обладательница потрясающего голоса недавно в четвертый раз стала мамой.

- У меня четыре дочки -18, 13 лет, 12 лет, маленькой - 1 месяц.

- Есть ли у современных цыган какие-то обычаи, связанные с появлением ребенка на свет?

- Все как у всех. Единственное - пока не пройдет 40 дней, женщина не может обедать за общим столом. 

- Сейчас все ваше время посвящено малышке, а чем занимались до «декрета»?

- В ансамбле мы больше 5 лет, с момента его формирования. Выступали, пели, ездили по всему Забайкальскому краю. Общественной деятельностью занимались, проводили время с детьми-сиротами. (Артисты ансамбля «Романи черген» взяли шефство над Линевоозерским детским домом – прим. автора). Я работала в управляющих компаниях. Сейчас только муж работает, дети учатся. Старшая в этом году заканчивает. Цыгане 21 века хотят учиться.

- Не жалеете, что старшая дочь пока не спешит создать семью, а посвящает себя учебе?

- Татьяна учится на бухгалтера. Сама выбрала колледж. Дальше хочет идти на высшее. Был такой разговор: «Мам, ты лялечку «купила», нам сейчас будет тяжело, я пока на высшее не пойду». Я говорю: «Нет. Мы обязательно решим этот вопрос. Может быть, будешь учиться и работать». Замуж пока не собирается, даже глаза еще красить не умеет. Учеба, дом. У нас вообще девочкам не принято гулять. Многие у нас получили образование и среднее, и высшее. У меня сестра с высшим образованием. Я рано замуж вышла, в 17 лет. Некогда было учиться – ляльки, ляльки, ляльки. А дочь сама захотела учиться. Единственное, общество, точнее, некоторые его представители, когда узнают, что в нас есть цыганская кровь, начинают «щипать».

«Стараемся решить проблемы за всю семью»

- До сих пор в обществе сильны предрассудки в отношении цыган?

- Да. У нас даже в школе было несколько инцидентов, учительница унижала  ребенка за то, что он цыганской крови. Доходило до того, что даже била до синяков. Мы хотели поднять этот вопрос на высоком уровне.

- Подумать страшно! А соседи, например, настроены к вашей семье дружелюбно?

- Когда купили дом, праздновали новоселье. У нас колонки стоят, мы поем. Соседи сбежались посмотреть. Сначала, конечно, было видно, что глаз щурят, а потом, сколько лет мы здесь уже живем, все привыкли, не чувствую ничего плохого. Мы дружим с русскими семьями. У меня есть подруга, с которой мы и дня друг без друга не можем, она русская.

- Возможно, такие стереотипы отчасти связаны с… как бы это сказать…

- Говорите, я не обижусь.

- С тем, что цыган ассоциируют с криминалом?

- Сейчас этого среди цыган нет. Потому что практически каждая семья обожглась об эту грязь. Очень много ребят у нас там, откуда не возвращаются. Раньше, что скрывать, было. Но давно уже не слышала о таком.

- Основные проблемы современных цыганских женщин – в чем они?

- Мы вообще стараемся решить проблемы за всю семью. Мужчина тоже, но он этого не показывает – пошел и сделал. А женщина будет всю семью тащить, пусть даже 30 человек, она будет за каждого переживать. Кому-то делом помочь надо, кому-то - словом. У нас очень много семей, которые живут между небом и землей, они остались в свое время без крова. Мы стараемся поддерживать их. Потому что люди это неплохие, детки у них растут. Есть у нас женщина, она растит внуков. У нее нет ни крова, ни сил устроиться на работу. Купить жилье в ее годы невозможно, а дети маленькие еще. Помогаем, делимся. У нас это не зазорно - помочь чужой семье продуктами. Я не буду об этом говорить, приду домой, возьму, что у меня есть, принесу и отдам им.

- Анжела, как вы считаете, современная цыганская женщина ущемлена в правах?

-  Мужчина сейчас делает свое дело, зарабатывает какие-то копейки, женщины – либо стоят на рынке, либо по-другому как-то работают. Отношение к нам сейчас другое, больше уважения. Даже между моими родителями и моим поколением разницу чувствуешь. И бабушка, и прабабушка очень много от своих мужей претерпели. Бабушка моя 12 детей подняла. В те далекие годы мужчины женщин, можно сказать, уничтожали. Сейчас – не понравилось, она встала и пошла. Раньше цыганская девушка никогда бы за русского замуж не пошла, она была бы изгоем. Либо, если вышла замуж, никогда бы уже не разошлась. Плохо ли, хорошо.

- Своей старшенькой подыскиваете жениха или готовы предоставить ей свободу выбора?

- Мы беседуем с ней частенько, время-то сейчас, видите, какое. Не думаю, что моя дочь меня ударит лицом в грязь. Не важно, кто он будет, русский, армянин, цыган, но свадьба будет по нашим традициям. Первый день отдайте родителям. Ты мне покажи, что я вырастила дочь и могу пройти с гордо поднятой головой.

Выбор дочери примете?

- Приму. Не важно, если он будет из другого народа. Это будет ее выбор. Ведь и я когда-то сделала свой выбор тоже.

- Вообще родители часто выбирают женихов, невест для своих детей?

- Да, бывает. Мама, например, приглядела девочку, говорит, поедем посватаем.

- А если ребенок против?

- Бывает и так, но  компромиссы находят. Бывает, пожили немножко, потому что мама и папа сказали. Проходит время, и они расходятся.

Кровь берет свое

Все это время за малышкой присматривает двенадцатилетняя Руслана. Смущаясь, юная красавица все же соглашается ответить на несколько вопросов.

- Руслана, что тебе нравится больше – учиться или заниматься творчеством – петь, танцевать?

- Пока не решила. Люблю танцевать, петь. С трех лет выступаю с мамой в ансамбле. В школе нравится алгебра.

- Чем обычно занимаешься, кроме учебы и выступлений?

- Маме помогаю, с сестрой вожусь. Гуляем все вместе.

- У тебя есть планы, которые ты бы хотела осуществить в ближайшее время?

- Хотелось бы в дальнейшем учиться пению…

Смущенно опустив длинные ресницы, Руслана подбирает слова. 

- Ты же у меня с детства бойкая! Расскажи, о чем мы с тобой недавно говорили, - выручает мама.

- Я хочу на скрипке играть.

- Кровь, видать, свое берет, - улыбается Анжела.

Прекращаю смущать ребенка вопросами. Возвращаюсь к разговору с Анжеликой.

- Какие качества вы стараетесь привить своим девочкам?

- Чтобы они были порядочными, чистоплотными,  умными, честными девочками. Чтобы не было в них грязи и лукавства. Девочка должна быть девочкой: семья, дом, работа. У своих старших судьбу я уже вижу, у маленьких – пока нет.

- Как вы это видите, поделитесь?

- Никто этого объяснить не может. Это дано не всем. Но есть люди, которые что-то могут. Мать рассказывала о прабабушке нашей: в военные годы ее семью сильно обидели немцы. Она просто взяла пепел и дунула им в огород. После этого у них вся скотина «ушла» за тридцать дней. У меня бабушка была - коня к ней подведут, она в глаза посмотрит и скажет, что это за конь, можно его брать или нет. Могла грыжи заговаривать. Могла просто на ребенка посмотреть и сказать, что с него будет. И то, что она нам тогда говорила, все сбылось.

- Все-таки, как это происходит – возникают образы, чувства, мысли?

- Иной раз смотришь на человека и прямо насквозь его видно – хороший, плохой. Когда узнают, что я цыганка, начинается: а погадай. Мы не знаем слова погадай. А вот посмотреть или поладить мы можем. И то, я, например, не за каждого возьмусь. Иной раз человек просто любопытничает: «А что у меня будет?». Так я никогда не буду говорить или скажу то, что хотят твои уши слышать. Не каждая у нас может вот такую миссию на себя взять – встать и сказать. Умная женщина никогда не возьмет. А, бывает, видишь, что у человека вот-вот беда произойдет и надо как-то помочь ему. Если беремся, то помогаем. Бывает, человек не слушает, не верит, а потом бежит за помощью.

- Существует ли так называемый цыганский гипноз? Сколько случаев рассказывают – остановила цыганка, заболтала, все золото сняла и поминай, как звали!

- Во-первых, наши местные такого делать не будут. Если только приезжие. Жили мы в другом районе еще, кто-то напакостил, а к нам полиция приезжала, собирала девок наших, увозили на опознание. В гипноз я не верю. Люди сами отдают свое золото. Как она сама его снимет? Мне кажется, до того человек боится или волнуется, что все снимает и отдает, а потом, вроде, не понимал, что делает. Это же смех. Лично я добровольно ничего не отдам, но, может, это я такая баба боевая. (Смеется).

«Можно ноги цепью сковать, а сердце не удержишь»

- Я, наверное, не самый лучший пример цыганской женщины…

- Наоборот, ваш пример - как раз то, что нам нужно!

Так завязалось наше знакомство с еще одной героиней этой статьи – Эльвирой Урезаевой. Жизнь этой красавицы с экзотической внешностью и прогрессивным мировоззрением, действительно, во многом складывается иначе, чем у подавляющего большинства современных представительниц цыганского народа. То ли любовь к свободе, унаследованная от предков-кочевников, то ли наоборот русская кровь зародила в ней настойчивое стремление бороться за свое счастье. В свои 22 года Эльвира – мама двоих малышей и любящая жена. И что же тут необычного, спросите вы. Обо всем по порядку.

- Замуж я вышла рано, не потому что цыганка, а потому что так получилось. Муж у меня бурят. Даже вот так. Не за цыгана я замуж вышла. Но я – самое большое исключение из всех правил.

- Как родные отнеслись к вашему выбору?

- Они были удивлены. Но по истечению времени все, конечно, уже смирились с моим выбором. У меня это второй брак. Первый раз я была замужем за русским. Отец был и против русского мужа, и против бурята. Ему хотелось, чтобы я вышла за цыгана. Но я, к сожалению, не люблю их. Дело, наверное, не в национальности. Самое главное для каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. И вот я, наконец-то, счастлива.

- Эльвира, как получилось, что у вас сформировались настолько прогрессивные для вашего народа взгляды?

- Я изначально жила другой жизнью, отличной от той, которой живут многие цыгане. Я - метиска, мама у меня русская, а папа – цыган. Они с отцом дружили лет с 16-ти. Он красиво за ней ухаживал, приезжал на коне. Она влюбилась и, можно сказать, выросла в цыганской среде. Поэтому она и язык знает, и к традициям привыкать не пришлось. Родители у меня строго чтут наши традиции, так же, как и я.

- Какие обычаи соблюдаете строго?

- Никак не могу отказаться от юбок, морально не получается. Рада бы носить джинсы, брюки, но и самой себе не нравлюсь в них, и привыкла к юбкам, платьям ниже колена. Мне так комфортно.

- Какую профессию вы для себя выбрали?

- Я работала администратором в магазинах одежды. Сейчас мы с супругом сетевики в компании «NL International». Муж у меня так же занимается разработкой стратегий на ставки, недавно мы открыли магазин мужской одежды.

- Вы с мужем – представители двух совершенно разных народов. Как удается совмещать в одной семье столько совершенно разных традиций и обычаев?

- Я чту традиции супруга, так как живу я все-таки в его семье. Праздников у нас теперь в два раза больше. Отмечаем все бурятские праздники и русские православные.

- Ваши детки будут говорить как минимум на трех языках!

- Мы оба «русифицированные». Поэтому сами не разговариваем на наших языках, и детей не учим. Старшенький еще что-то на цыганском говорит, понимает, но с двуязычием все равно немножко тяжеловато. А с тремя языками - тем более.

Инстаграм Эльвиры: https://www.instagram.com/elvira.rez/

1
1
1 Комментарии

Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться

09.04.2019 12:37   Тара
Какие интересные женщины, судьбы!
Какие интересные женщины, судьбы!
Ответить
Поиск
Вход
Имя пользователя
Нажимая на кнопку "Войти", вы соглашаетесь с правилами обработки данных