«Рассвет»: секты, демоны и парочка снов
Всегда ли эксперименты хороши? Российский кинематограф продолжает усердно испытывать эту теорию. Успешные результаты встречаются в самых редких случаях, но когда это кого-то останавливало? Словом, опыты продолжаются, а зрители видят фильмы вроде «Рассвета», который вышел в прокат.
Есть в российском киносегменте странный зверь — хоррор-фильм. Они зачастую выполняют обратную функцию: не пугают до чёртиков, а смешат до колик. Уж слишком пресными, нелогичными и абсурдными выглядят. Каждая новая лента в этой категории могла бы завоевывать аналог какой-нибудь «Золотой малины», будь у нас такая премия. «Рассвету» не повезло еще на моменте анонса — к хоррорам у нас относятся почти так же плохо, как к комедийным фильмам российского производства. Рассчитывать на хотя бы нейтральный результат при таких ожиданиях - занятие неблагодарное.
Но можно попытаться. И тогда при таком настрое «Рассвет» способен удивлять. Начать хотя бы с того, что в центре повествования довольно интересная идея о наших страхах, которые в разных вариантах сублимируются в процессе сна. Каждый из нас с этим сталкивался, просыпался в холодном поту и долго не мог понять, что все давно позади, а пережитое нереально — уж слишком яркие, эмоциональные и насыщенные были сны. «Рассвет» интересен тем, что эту ключевую идею он преподносит не через ожидаемую и примитивную линию — мол, покажем страшилки во снах и напугаем зрителей до ужаса, - а с более-менее научной точки зрения. Создатели ставят задачу обосновать, а почему мы с этим сталкиваемся, и как на нас влияют тяжелые жизненные ситуации. Но про экшен тоже не забывают, поэтому получается зрелищно и интересно.
В центре экранных событий оказывается молодая девушка Света, у которой при загадочных обстоятельствах погибает брат. Он находит его дневник и узнает, что это могло быть неслучайно — их мать стала жертвой таких же мистических обстоятельств, которые могли бы происходить далеко не по воле случая. Это событие становится отправной точкой для появления кошмарных сновидений, от которых Света так и не может избавиться. Она вживую испытывает все ужасы и сопутствующие эмоции, и совершенно не может банально отдохнуть. Когда ситуация становится критической, девушка решается посетить научный институт сомнологии, чтобы поучастовать в эксперименте коллективного сновидения, который должен решить ее главную проблему, а главное дать такие нужные ответы на вопросы — случайны ли обстоятельства смерти и так ли реален мир сновидений. Вдруг, демоны реальны на самом деле?
Эксперимент быстро превращается в адскую ловушку, где Света и трое других добровольцев оказываются заперты со своими страхами. Сохранить рассудок при таких обстоятельствах оказывается очень сложно. Встреча с демонами и демонстрация «скелетов из шкафа» значительно отвлекают от основной линии, но в целом зрелищно повествуют эту часть истории. Однако по итогу фильм так и остается незавершенным с незамысловатым намёком на неизбежное продолжение, в котором уж должны рассказать, существуют ли демонические божества в нашем мире и как их появление связано с семьёй Светы. Самое интересное так и остаётся за кадром и это очень огорчает.
Команда, которая работала с лентой, малоизвестна. Для режиссера Павла Сидорова это и вовсе большой кинодебют. Однако узнаваемый почерк можно уследить, достаточно просто перед сеансом посмотреть клип на песню группы Ленинград «Не Париж». В плане визуала фильм хорош, пусть и не дотягивает до общемировых стандартов. Зато отлично выглядят те самые сцены кошмаров. Будто возвращаешься в классику с Фредди Крюгером. Зрелищно и со вкусом!
Что до актёрского состава, то и он пестрит малознакомыми, но уверенными актерскими именами. Правда на «киношном» небосводе «Рассвета» блистает только одна звездочка — Оксана Акиньшина, которой и досталась главная роль. Ее игрой в какой-то момент начинаешь восхищаться, уж больно правдоподобен и харизматичен получился образ.
В целом эксперимент «Рассвета» удался, он однозначно станет новой ступенькой в развитии хоррор-жанра в российском сегменте. Из очевидных минусов — шероховатый сюжет (а кто этим не грешен?) и чрезмерная мистификация. Но ужасы и не тот фильм, где нужно вникать в глубокий драматический смысл. Скорее понять философию, которую заложили авторы, и парочку раз испугаться на особенно впечатлительных моментах. Впрочем, любители сего необычного жанра вполне могут посчитать «Рассвет» примитивным кино и категорично заявить «нет» просмотру. Выбор, как всегда, за каждым.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться