«И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота
Кусочек сердца отдавать кому-то
такая, брат, у нас с тобой работа»…
Ольга Андреевна Седойкина,
учитель английского и китайского языков, Чита
28 лет, стаж 5 лет
«И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота
Кусочек сердца отдавать кому-то
такая, брат, у нас с тобой работа»…
Ольга Андреевна Седойкина,
учитель английского и китайского языков, Чита
28 лет, стаж 5 лет
- Профессия учителя не была мечтой детства, так сложились обстоятельства и после окончания университета я пошла работать в школу, это нужно было для обучения в магистратуре (по специальности «Педагогика»), училась и получала опыт - рассказывает Ольга.
Что хочу сказать - профессия учителя дает заряд энергии, многому учит, еще один плюс - отпуск каждое лето! На мой взгляд, самое интересное - это работа с детьми. Они учат нас, взрослых, смотреть на мир другими глазами, идти по жизни с улыбкой. Также интересно принимать участие в различных слетах и форумах для молодых педагогов, обмениваться опытом и знакомиться с людьми из разных городов и стран.
Как найти общий язык с ребенком?
Конечно, в общении между учителем и учеником должны быть границы, но, в то же время, нам, учителям, нужно следить за всеми новшествами, чтобы ещё на шаг приблизиться к детям. Чтобы найти общий язык с ребенком, нужно стараться завлечь его - в школе, на уроке должно быть интересно. В нашем мире это не проблема, главное, чтобы школа была оснащена современной техникой, но это уже вопрос к местным властям. Вообще я считаю, самая большая трудность в данной профессии – это не дети, а их родители. С детьми всегда можно найти общий язык, договориться, а вот со взрослыми труднее. Думаю, в первую очередь, все идет из семьи, а в школе мы только все подкрепляем. Если есть желание, то работать можно, детей нужно любить!
«Сленг в речи не употребляю»
Я пользуюсь социальными сетями, как в личных целях, так и для общения с детьми и родителями. Молодежный сленг в речи не употребляю, стараюсь говорить правильно и их учу. Что касается внешнего вида, одеваться так, как хочется не приходится, у нас в школе существует свое внутреннее положение касаемо внешнего вида учителя и учащихся. В нерабочее время надеваю то, что нравится. Свободное от работы время посвящаю семье, мужу и сыну. Мы любим ходить в гости, навещаем бабушек и дедушек.
Если бы Вы стали министром образования?
Зарплата у нас небольшая и мой дополнительный заработок – это репетиторство. Так что я бы, наверное, повысила зарплату учителям и обновила технику в школах.
Ваше отношение к 1 сентября?
1 сентября у нас - это уже не первый рабочий день, мы выходим заранее, я успеваю адаптироваться снова к работе. А, так, конечно ждём, рады всех видеть, хоть это уже все не в первый раз, но всегда волнительно.
Мария Владимировна Котельникова,
учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе, село Шишкино
28 лет, стаж, 8 лет
Окончив в 2010 году ЗабГГПУ, я устроилась на работу в среднюю школу села Шишкино учителем русского языка и литературы, позже стала и заместителем директора по воспитательной работе. К любимой профессии шла со школьной скамьи: с удовольствием читала, старательно занималась. Интернета, к счастью, у нас не было, поэтому за радость было съездить в Пушкинскую библиотеку и найти интересный материал. Личным примером и ориентиром в будущей профессии стала моя учительница Зоя Игнатьевна. Именно она разглядела во мне призвание учиться и учить. Позже я поняла, что этому нельзя научить, это должно прийти свыше.
Быть учителем, на мой взгляд - значит вечно быть юным, расти и взрослеть с каждым своим выпуском. Глазами своих учеников каждый раз по-разному смотреть на мир.
Любая профессия по-своему интересна, а на учителях (русского и литературы в большей степени) лежит большая ответственность: не только давать знания, но и подчас закладывать в детей первые нравственные понятия. Давать любовь и внимание тем детям, которые, по ряду причин, лишены этого дома.
Как же осмелиться купить рваные джинсы?
Можно, конечно, рассуждать о призвании и энтузиазме... Но! Все молодые педагоги меня поймут: хочется красиво и модно одеваться, ходить с друзьями в кино и кафе. Хочется приносить доход в семью. Хочется, чтобы наша зарплата соответствовала зарплате коллег из других регионов. Я всегда сочувствую коллегам из городских школ. Нас, сельских учителей, все-таки выручает сельская надбавка. Со средней учительской нагрузкой иметь дополнительный заработок нереально. Ведь дома работа нас не оставляет: планы, тетради. И своим детишкам хочется внимания уделить.
Будучи председателем Совета молодых педагогов Читинского района, я часто видела растерянность в глазах молодых коллег. Бояться не угнаться за часто меняющимися образовательными методиками, бояться быть непонятыми коллегами-стажистами, много всего… Как же осмелиться купить классные рваные джинсы, когда тебе 21 год и ты учитель русского языка? Из классики... Мой совет - любите свою профессию и будьте в ней собой. Помните, что вы работаете для детей, становитесь для них примером.
Для души – Инстаграм, для родителей - Вайбер
Во-первых, дети чувствуют, когда учитель не знает материал урока. Я стараюсь находить какие-то интересные факты по теме, дети хорошо это запоминают и торопятся домой, чтобы рассказать это родителям. Во-вторых, дети очень чувствуют внутреннее состояние своего учителя. Поэтому не важно, какие проблемы у тебя дома, какая проверка приближается. Заходишь в класс - улыбаешься. И дети ответят тебе улыбкой. А уж молодому учителю - карты в руки! Первые мои десятиклассники поставили меня на коньки. Походы, поездки на Арахлей, прыжки на батутах, поездки в кино… Может, городских ребятишек этим не удивишь, а сельская ребятня еще долго смотрит благодарными глазами.
Социальные сети, конечно - дух времени. У учителей тоже есть друзья, родственники, с которыми хочется делиться фотографиями, мыслями, идеями. Для общения с учениками есть группа и диалог во ВКонтакте. Очень удобно! Для родителей - группа в Вайбере. Для души - Инстаграм)
Что касается молодежного сленга в лексиконе учителя - исключено. А вот употребленная к месту пословица - пожалуйста. Дети их сразу запоминают. Ну а если говорить об имидже, то учитель - это образец женственности и стиля. Аккуратная прическа, маникюр, деловая одежда. Благо, это не костюмы «а-ля Людмила Прокофьевна»: стильные брючки, рубашки, платья - все в помощь!
Дома я жена, мама чудесных дочек. Люблю и развлекаться: ходить в караоке, танцевать. Из одежды ношу то, что считаю удобным и красивым. И рваные джинсы не исключение.
Если бы Вы стали министром образования?
Когда я стану министром образования, одной из первостепенных задач станет упрощение образовательного стандарта.
Ваше отношение к 1 сентября?
1 сентября - День Знаний. Все педагоги относятся к нему трепетно: новый наряд и интересная задумка на первый классный час. В этот день вспомните своих учителей, позвоните и поздравьте. Это очень дорого.
Юлия Сергеевна Антипова,
учитель физической культуры, Чита
27 лет, стаж 6 лет
Я занималась профессионально велоспортом, поэтому выбор института и факультета был очевиден – факультет физической культуры и спорта! Профессию учителя мечтой детства назвать не могу, но выбором своим довольна! От данной профессии я получаю только положительные эмоции, хотя есть и минусы.
В моей профессии самое интересное - это видеть взросление детей, то, как они приходят в первый класс, как они растут, как мыслят! Общение с ними - это самое интересное!
Да, действительно, зарплатой учителей не балуют, а труд колоссальный, ведь в наших руках дети! И многое зависит от нас! Конечно, приходится зарабатывать помимо основной работы, я сама мама двоих детей, а кушать хочется всем (смеется).
Главное, чтобы работа была не по принципу - выучился и значит надо «пахать»... нужно иметь все-таки призвание! Работа должна быть удовольствием! Поначалу были трудности, новый коллектив, дети! Я поменяла три школы, и каждый раз для меня трудно уйти от детей, со слезами на глазах уходила в новую школу, но приходилось увольняться! Учителей, на самом деле, молодых мало, обычно в моем окружении педагоги старой закалки, с ними сложнее, потому что у них совсем было другое обучение, свои методы, но они дают ценный опыт!
В выходные с учениками в пиццерию
На самом деле, я никогда не испытывала дискомфорта в общении с учениками. Поначалу они, конечно, как учителя меня не воспринимали, так как я пришла работать в 22 года, но потом уважение ко мне пришло. Можно быть на одной волне с учениками, но, придерживая дистанцию, у меня это выходит неплохо. Мы спокойно можем встретиться на выходных и сходить, допустим, в пиццерию, мои ребятишки очень довольны и ученики счастливы!
Социальные сети сейчас везде и всюду. Лично я не могу без них! Общаюсь с учениками, почему бы и нет?! Только в пределах разумного и допустимого! В молодёжном сленге я профан полный. Мне больше по душе обыденный и легкопонимаемый сленг.
Конечно, я стараюсь соблюдать дресс-код, но не совсем люблю одеваться строго и могу нарушить запрет! Ведь я молодой педагог, в рваных джинсах, конечно, в школу никогда не приду, в обычной же жизни я бунтарь и одеваюсь по-молодежному.
Если бы Вы стали министром образования?
Если честно, то я бы отменила ЕГЭ, ну или хотя бы сделала проще этот процесс! Ну и, естественно, повысила бы учителям заработную плату!
Ваше отношение к 1 сентября?
1 сентября всегда жду с нетерпением! Очень скучаю по работе, по ученикам, по школьным коридорам и спортивному залу! Кажется, столько знаний накопилось, которые хочется поскорее раздать!
Алина Владимировна Сафонова,
учитель русского языка и литературы, поселок Могойтуй
24 года, стаж 3 года
Я работаю учителем в МОУ «МСОШ 2 им. Ю.Б.Шагдарова» в поселке Могойтуй, наша школа была лучшей в России 2005 году.
Я мечтала стать учителем с 6 класса. В этом мне помогли мои учителя. Моими вдохновителями являлись и остаются по сей день Лобачева Людмила Александровна (мой первый учитель) и Федотова Антонида Ивановна (учитель русского языка и литературы). Я всегда хотела быть похожей на них.
Я считаю, что быть учителем - это моё призвание. Уже в начальной школе, я приходила в детский сад (там работает мама) и читала детям сказки.
Я довольна своим выбором, и не представляю себя кем-то другим. Профессия учителя даёт мне многое, могу твердо сказать, что это моя жизнь. Я чувствую себя нужной, а это самое главное. Мне нравится помогать людям раскрыть себя, в чем-то разобраться, я учу детей справляться с жизненными ситуациями. Многие дети говорят мне, что я должна быть психологом (улыбается). Мне всё интересно в моей работе. Пусть будут неудачи, ошибки.
Чтобы научить детей чему-либо, я постоянно учусь сама. Участвую в различных семинарах, посещаю форумы, слеты молодых педагогов. Также учусь у самих детей. Наша профессия требует непрерывной работы над собой, ведь мы должны быть для них примером.
Работа с детьми - это колоссальный опыт. Не думаю, что можно работать в школе без любви к детям и своему предмету. Как раз о предмете. Русский язык сдают все, устный экзамен, сочинение, ОГЭ, ЕГЭ. Требуется много времени на подготовку к уроку.
«Профессия держится на фанатиках»
Конечно, денег не хватает, но и времени на дополнительный заработок тоже. Летом я работаю в детских лагерях. Один раз работала в спортивном лагере на Арахлее с московской командой «Коллекция приключений». Но вторым моим домом всё же является лагерь «Наран» в Могойтуйском районе. Сюда я приезжаю уже 7 год, два раза была старшей вожатой.
Молодым педагогом быть тяжело, приходится все схватывать на лету. Были моменты, когда я плакала. Я окончила ЗабГУ в 2015 году, бакалавриат. В 2017 году - магистратуру (красный диплом). Многое мне дал родной факультет. Но, все же, больше ты получаешь уже в школе.
Молодому педагогу нужно быть мобильным, всё успевать: дети, родители, документы, отчёты, журналы, тетради, воспитательная работа. Не каждый остается в школе, многие уходят. Сейчас многие учатся лишь для «диплома», а наша профессия держится на «фанатиках» и энтузиастах. В нашей школе мало молодых педагогов, все стараются устроиться на более престижную и высокооплачиваемую работу. К сожалению, в наше время профессия учителя является неблагодарной. Остается лишь пожелать всем сил и терпения.
«Общий язык с детьми – моя суперспособность»
Мне легко удается наладить контакт с детьми, так как я человек коммуникабельный. Главное, я отдаю им кусочек сердца - такая вот у нас работа (слова из песни «Философы в тринадцать с половиной»). Дети любят меня, а я их.
Я не люблю отдыхать, я работаю с детьми 12 месяцев в году, параллельно всему обучаюсь. Когда я остаюсь наедине, то мне очень тяжело. Я зависима от своей работы. Мне хочется развиваться, познавать новое, чтобы быть с ними «на одной волне».
На работе, конечно, я соблюдаю дресс-код. Летом (в лагере) могу позволить себе рваные джинсы и т.д. Нужно быть на одной волне, но всегда держать дистанцию, соблюдать границы. Я могу повеселиться с ребятами, они это знают, но всегда есть мера. У нас с ними доверительные отношения, они делятся со своими проблемами, я им помогаю советами. Иногда дети боятся об этом сказать родителям, друзьям, а мне открываются. Это моя "суперспособность" (смеется). Я тоже им доверяю, по крайней мере, стараюсь, а они же боятся меня разочаровать.
В речи стараюсь избегать сленга, приобщаю детей говорить на литературном языке.
Если бы Вы стали министром образования?
Это сложный вопрос. Руководителем быть сложнее. Я бы хотела как-то изменить систему образования, чтобы знания были реальные, чтобы дети умели использовать их в жизни, учились для себя! Хотелось бы, чтобы нас было больше! Ведь дети - это наше будущее!
Ваше отношение к 1 сентября?
1 сентября я всегда жду с нетерпением! Я люблю свою работу!
Оксана Олеговна Рюмкина,
учитель математики (алгебры и геометрии), Чита
29 лет, стаж 7 лет
Я устроилась в школу сразу после института в 2010 году. Свою профессию выбрала еще учась в школе, и целенаправленно поступала в наш ЗабГГПУ на физико-математический факультет. Пыталась работать в другом месте, не связанным со школой, не смогла, вернулась обратно в школу.
Я поняла разницу между работой в школе и, например, в офисе. Да, в школе тяжело, это ненормированная работа, приходится работать с 8 до 15, а потом еще проверка домашних заданий, составление планов уроков на следующий день, или внеклассные мероприятия. Т.е. получается ты работаешь весь день и еще приходится нести домой, когда не успеваешь в школе, а это происходит очень часто. Но этим она и подкупает, у тебя нет ни одного одинакового дня.
Самое интересное - это общение с детьми, возможность научить их чему-то новому, необязательно по школьной программе, а например, связанное с жизнью. Я сама узнаю от них много нового, мы с ними посещаем интересные места, которые я бы без них не посетила, например, лазерные бои, веревочный парк, выезжаем на природу нашего города и даже ездили в Санкт-Петербург.
«У нас всегда есть возможность подзаработать»
Трудности есть в любой работе, особенно в самом начале. Для меня был сложный первый год, когда ты только начинаешь работать, и тебе тяжело поддерживать дисциплину в классе, заполнять правильно всю документацию, которой очень много, к сожалению. Но в школе, где я работаю, всегда можно спросить совета у более опытных педагогов, и тебе всегда помогут. Придут на урок, и объяснят, какие ошибки ты допустила, или наоборот, ты к ним приходишь на урок. У нас в школе очень много молодых педагогов, и это очень хорошо, мы все поддерживаем друг друга. Молодым педагогам я бы посоветовала, ничего не бояться, главное набраться терпения, т.к. детки попадаются сложные. Но какие бы не были минусы, плюсов в нашей профессии намного больше.
По поводу зарплат, это очень насущная проблема. Но когда я только пришла в школу работать, у меня была зарплата меньше в 3 раза. Так что сейчас я зарплатой довольна. Конечно, всегда хочется побольше. У нас есть возможность заработать больше либо брать двойную ставку, либо репетиторство.
«Дети чувствуют взрослых»
На словах объяснить это очень сложно, но, мне кажется, очень важно, чтобы дети тебе доверяли. Дети, в основном, очень хорошо чувствуют взрослых, как ты к ним относишься, так и они будут относиться к тебе.
Когда работаешь в школе, времени свободного остается очень мало, и хочется провести его с семьей. Иногда даже я совмещаю класс и моих детей, например, в походы, или какие-то мероприятия. А так любим всей семьей гулять на природе, ездить на озера, или просто почитать книги. Соцсетями пользуюсь. Выкладывала раньше важные объявления. Теперь у нас есть группа в Вайбере, там намного удобнее. Дети и родители всегда на связи. В контакте у меня есть в друзьях ученики, они поздравляют с днем рождения и просто задают какие-нибудь вопросы (не часто). Мы с ребятами обсуждаем новинки кино и книг. Часто просто разговариваем на переменах или после уроков. Но границы обязательны, никакого панибратства. Но просто спросить совета они могут, да я сама у них часто спрашивала их мнение (улыбается).
Если бы Вы стали министром образования?
Если бы я была министром образования, я бы постаралась разобраться с зарплатой, потому что нам называют среднюю зарплату в 30-35 тысяч, это двойная ставка, т.е. чтобы получать такую зарплату, нужно отработать с 8 до 18 , и еще плюс подготовка дома. Это очень тяжело. И второе, что бы я изменила - это уменьшить количество документации, которую нужно заполнять, потому что кажется, что мы должны не учить детей, а заполнять бумажки.
Ваше отношение к 1 сентября?
1 сентября всегда очень жду. Приятно увидеть повзрослевших ребят. И с удовольствием начать новый учебный год после отпуска!
Дудина Ирина Олеговна,
учитель истории и обществознания, Чита
29 лет, стаж 7 лет
Я выбрала эту профессию, потому что она очень интересная, каждый день не похож на предыдущий, можно всячески проявлять себя с разных сторон. Еще я люблю детей. Это не была мечта детства, но выбором я очень довольна. Профессия учителя даёт мне многое, я постоянно самосовершенствуюсь, постоянно идет саморазвитие. Самое интересное в нашей работе - это сам учебный процесс.
Зарплата у нас, к сожалению, действительно маленькая, поэтому я занимаюсь репетиторством.
Из минусов - много разной бесполезной документации и невоспитанные родители. Молодым педагогом быть, конечно, нелегко. Я бы хотела предупредить тех, кто собрался идти в учителя о том, что вы должны действительно очень любить детей, уметь находить с ними общий язык, понимать, что на вас большая ответственность.
«В друзья учеников не добавляю»
Находить общий язык с детьми у меня как-то само собой получается. Главное не забывать, что ученик - это личность, со своим мнением и характером, к ним нужно относиться с уважением, стараться обращаться к ним по имени и много других тонкостей...
Я общаюсь с учениками в специально созданной группе. В друзья я их не добавляю, считаю, что это неприемлемо, у меня должно быть своё личное пространство. Добавляю только выпускников, всегда отвечаю им, общаемся.
В школу одеваюсь в соответствии с дресс-кодом, лишнего не позволяю. Работа - есть работа. В обычной жизни, т.е. за периметром школы - я одеваюсь, как хочу, ведь я не на работе. Я тоже личность со своими вкусами, интересами. Люблю яркую одежду.
С учениками, конечно, необходимо соблюдать границы, не переходить рамки дозволенного. Где-то в чем-то можно быть и на одной волне. В плане общения порой применяю молодежный сленг. Чаще с юмором. Порой они так легче воспринимают информацию, концентрируются на том, что я им рассказываю. Они очень удивляются иногда этому и спрашивают: «А вы откуда это знаете?!»
В свободное время я хожу в спортзал, путешествую, общаюсь с друзьями. Люблю активный отдых.
Если бы Вы стали министром образования?
Если бы я была министром образования, провела различные реформы, направленные на повышение авторитета учителя в обществе.
Ваше отношение к 1 сентября?
У педагогов Новый год начинается не с 1 января, а с 1 сентября. Поэтому я воспринимаю этот праздник всегда позитивно, жду его (улыбается).
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться