«Время первых»: Куда Родина пошлет
На экраны кинотеатров вышел фильм о первом выходе человека в космос. Кто вдруг не помнит – им был советский человек Алексей Леонов. Гуранка полагает, что это один из лучших российских фильмов – но некоторым людям после него придется думать много и долго.
О чем история
1965 год. Продолжается «космическая гонка» - СССР первым полетел к
звездам и теперь готовится обогнать Америку и осуществить первый выход человека
в открытый космос. Полет готовится в обстоятельствах срочности и секретности, а
экипаж – Алексей Леонов и Павел Беляев – готовы на любой риск.
Что в этом хорошего
Впору кричать «Наконец-то!» - российский кинематограф вышел в
космос. Пусть Америка нас в этом вопросе давно обогнала, событие не становится
от этого хуже – и менее рискованным. Да, этот фильм консультировал лично
Леонов, да, в нем снимаются лучшие актеры нашего кино. Но результат не был
гарантирован, все могло пойти не так, как в том знаменитом полете, когда Беляев
и Леонов сперва чуть не погибли в космосе, а потом чуть не замерзли в тайге. И
все-таки они вернулись. А «Время первых» - взлетело.
За режиссером Дмитрием Киселевым не числится особых заслуг, и надо
сразу сказать, что и этот фильм не то чтобы совершенно удачен. Привычка снимать
сериалы и фильмы вроде «Елок» сказывается – попытка придать истории больше
сентиментальности, чем в ней уже есть, с помощью каких-то невнятных и
совершенно неработающих светлячков, проваливается с треском. Но сам фильм при
этом твердо держится на канате, не сваливаясь в пафос. Все, что здесь
происходит – абсолютно естественно, и за это надо сказать спасибо и режиссеру,
и актерам. Даже монолог Леонова о его репрессированной семье и страшном
детстве, пусть и кажется чуть вставным – но не выглядит при этом ни фальшивым,
ни лишним.
Блестящая актерская работа Евгения Миронова, которого слишком давно
не было на широком экране, соседствует с такими же поразительными работами
Константина Хабенского и Владимира Ильина (его Королев – это, может быть,
лучшее, что вообще было российского на экране за последние несколько лет).
Соседствует с прекрасной и идеально выверенной работой оператора Владимира
Башта, который снимал «Брестскую крепость», с титаническим трудом художников,
бережно воссоздавших эпоху, и специалистов по визуальным эффектам, которые по
старой хронике восстановили все этапы полета «Восход-2».
Идеальное кино – вот что идет сейчас в наших кинотеатрах. Кино,
которое, ничего не добавляя к подлинной невероятной истории, напоминает нам о
временах, когда никто не задавался вопросом «зачем нам космос». Тут-то и
кроется большой подвох. Создатели фильма не стремятся заигрывать со зрителем и
не делают эту эпоху ни хуже, ни лучше, чем она была. Никто здесь не зверь и не
бог, и все хотят, чтобы космонавты вернулись домой живыми. И есть только одно
маленькое «но», которое блестяще формулируется Павлом Беляевым: «Куда Родина
пошлет». Этот конфликт между частным и государственным зрителю и предлагается
испытать на себе. Впустить себя в невесомость и покачаться в ней, борясь с
собой – и это, скорее всего, будет долгая и трудная борьба. В особенности
учитывая современные реалии.
Что в сухом остатке
«Время первых» оправдало не только содержание, но и название. В
кои-то веки российское кино не только выглядит идеально – оно высказывается
ясно и четко, предлагает готовый ответ. А согласится ли с ним зритель – это
большой вопрос.
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо авторизоваться